Свежая подборка фильмов, которые наполнят смыслом Ваши новогодние каникулы.
Дорогие зрители, старайтесь смотреть кино в оригинале с субтитрами как можно чаще, а в дубляже − как можно реже. Перевод лишает произведение искусства его особенной магии, творческой энергии. Невозможно оценить красоту лирики Эдгара Аллана По в рамках чужеродной лексики, ровно как и технику импасто Ван Гога, видя лишь репродукции в альбоме.
Для фильма дубляж противопоказан по двум причинам. Во-первых, любой языковед подтвердит, что существует непереводимая игра слов, которая становится первой жертвой озвучки. Пример. В мультфильме «Ральф«, действие в котором разворачивается в стране сладостей, во время гонок нам показывают сперва трибуну со спокойными болельщиками, где сидят обычные конфеты, а следом показывают трибуну с безбашенными фанатами, где сидят конфеты с орехами. Дело в том, что слово «Nuts» переводится и как «Орехи», и как «Сумасшедшие». Такие ироничные мелочи всегда остаются за бортом дубляжа, но легко могут быть описаны в субтитре-комментарии внизу экрана.
Во-вторых, при дубляже зритель не слышит оригинального голоса актёра, а ведь ещё Константин Станиславский выделял огромную роль голоса и речи в работе над ролью. Дубляж стирает характерность героя. Послушайте, например, небольшой отрывок из фильма «Кровавый алмаз«, в котором Леонардо ДиКаприо говорит с южноафриканским акцентом английского языка. Ради этой роли Лео провёл несколько месяцев в Родезии, где постоянно общался с местными жителями, впитывая особенности их произношения. В российском прокате ДиКаприо озвучивает Сергей Бурунов, который конечно же специально для фильма не занимался с профессиональным лингвистом-репетитором. Актёры дубляжа признаются, что иногда даже нет возможности заранее посмотреть фильм целиком и познакомиться со своим героем − приезжаешь в студию, и сразу начинается запись. Другим примером несостоятельности дубляжа является оригинальный голос магистра Йоды из «Звёздных войн» − разница в восприятии персонажа очевидна.
Кинокамерный театр — Гленгарри Глен Росс / Glengarry Glen Ross / 1992
«Я заработал 970 тысяч долларов в прошлом году, а что ты сделал?.. Кто ты вообще такой? Славный малый? Мне плевать на это. Хороший отец? Тогда дуй домой играться с детишками. Если хочешь работать здесь − продавай!»
Один день из жизни небольшой компании по продаже земельных участков. Презираемый всеми начальник решил уволить худших работников по итогам месяца. Теперь четверо риэлторов вынуждены соревноваться друг с другом за место под солнцем. У каждого из них свой опыт и своя стратегия: один занимается «холодным обзвоном» в офисе; другой обрабатывает клиентов за стаканчиком виски в баре неподалёку; третьему приходится, как простому коммивояжёру, мокнуть под дождём, работая «в поле»; а четвёртый тем временем замышляет выкрасть у начальника список клиентов и выгодно его перепродать.
Фильм снят по пьесе, удостоенной в 1984 году Пу́литцеровской премии. Главные роли в нём исполняют лауреаты Оскара: Аль Пачино, Джек Леммон, Алан Аркин и Кевин Спейси. В ролях второго плана заняты лауреаты Золотого Глобуса. Режиссёр − номинант Берлинского Медведя. Это настоящий шедевр с высочайшим уровнем театрального мастерства в каждом жесте и в каждом слове. К тому же в фильме присутствует сцена с «Лучшей мотивационной речью в истории кинематографа» от гениального Алека Болдуина.
Доброе кино — Большая афера / The Grand Seduction / 2013
«В те времена наши люди были сильны, исполнены достоинства, отважны. Каждый их день проходил со смыслом.»
Вы знаете, каково это − сладко засыпать с гордым чувством выполненного долга? Значит, вы счастливый человек. Ведь это счастье − заниматься честным трудом. Только труд дарит человеку его гордость. А вот жителям небольшого канадского городка в Ньюфаундленде приходится жить на позорное пособие, потому что кругом не осталось никакой работы. Потомки гордых бесстрашных мореходов и рыболовов вынуждены влачить жалкое бездельное существование. Чтобы вернуть себе рабочие места, а заодно и утраченную гордость, жителям придётся ввязаться в большую аферу со строительством в городке нефтеперерабатывающего завода.
Это светлое, семейное кино порадует вас, как яркое зимнее солнце в морозный день. А на случай, если вы особенно принципиальны и не уважаете никакие ремейки, то можете посмотреть канадский оригинал 2003 года на французском языке.
Итальянский кинематограф — История любви и ножей / Er più: storia d’amore e di coltello / 1971
«Бои на ножах возносились до звёзд, но в тот день Рим содрогнулся, как Вавилонская башня.»
Король ножа Нино − или как его зовут на улице «Самый из Борго» − выходит из тюрьмы. По закону чести, он должен отомстить заложившему его стукачу Аугусто, опозорившему имя семьи «Самого из Сан-Джованни». В вопросах вендетты бессилен даже местный констебль, и лишь норовистая невеста «короля» Роза способна остановить их ножевую дуэль.
Итальянцы умеют снимать шикарное во всех отношениях кино. Адриано Челентано хоть и не обладает даром перевоплощения, всегда оставаясь собой, но стоит ему появиться на экране в лакированных туфлях и котелке, как вы уже влюблены в этого персонажа. Здесь он играет со своей обворожительной женой Клаудией Мори − она отлично справляется с ролью Розы: «Ты можешь приказывать всем девчонкам, но только не Розе Турбине!» Это настоящая криминальная драма, снятая ещё задолго до хорошо известных в Советском Союзе комедий Кастеллано и Пиполо. Фильм познакомит вас ближе с кодексом чести горячих итальянских мужчин. Расскажет о том, как можно оплачивать лучшего доктора для своего кровного врага, лишь бы он поднялся на ноги и вы позже имели возможность собственноручно убить его в честной схватке. Или о том, как мужчина может спать со сколькими угодно женщинами, но любить при этом лишь одну.
Новогоднее кино — Со мною вот что происходит / 2012
«Мама хотела, чтобы мы были просто счастливы. Отец хотел, чтобы мы что-то сделали… Сделали, что должны.»
Новый Год − это повод передохнуть, подвести итоги. Повод, стоя с бокалом шампанского перед курантами, оглянуться на потраченное время и силы: сколько часов потеряно в пробках, сколько пустых слов сказано по телефону, сколько денег выплачено напрасно. Новый Год − это повод каждому из нас ответить на вопрос: «А стало ли кому-нибудь лучше от моих усилий? Хотя бы мне самому?..» Мы можем жить в мегаполисе и оставаться одинокими; быть богатыми, но несчастными; можем открыть душу первому встречному, но постесняться заговорить с родным отцом. Мы готовы платить за бесполезные советы, но не находим времени и денег, чтобы помочь действительно нуждающимся. Жизнь порой так запутана, что мы упускаем в ней главное, а главное − это успеть сказать близким, что мы их любим. Остальное совсем не важно.
Это очень трогательное и проникновенное кино, за которое мы говорим спасибо замечательному театральному режиссёру Виктору Шамирову. Если у вас есть родственники или друзья в Москве, и вы хоть раз были у них в гостях, то не удивляйтесь − герои фильма покажутся вам подозрительно знакомыми.
До встречи в Новом году!