«Да кто вы такие?» — спросите вы. Да вот, пришли в театр. Давно. Особо назад не рвемся. Каждый раз выходим из зрительно зала, и между нами начинаются бурные обсуждения. Присоединяйтесь!
Иван и Вероника
– Ваня, что это за …?
– Это двухметровый мундир, Вероника. Двухметровый ходячий мундир.
– Обалдеть, какие усищи!
– Как такой усатый человек мог сделать такую афишу?
– Вань, рассказывай, в чём дело.
– В общем, теперь мы будем не просто ходить в театры и кидать слова друг другу. На правах зрителя теперь мы будем рассказывать людям об увиденном, прочувствованном и подсказывать им, где густо, а где пусто. Теперь у нас миссия, Ник. За?
– С тобой хоть в оперный театр! Начнем?
– Да. Открыт театральный сезон. И сегодня мы будем обсуждать не один спектакль, как обычно, а два в сравнении. Ведь в пятницу новый театральный сезон…
– Свеженький!
– Да, свеженький театральный сезон открыли одновременно и наш драматический театр имени Грибоедова (заметьте, Грибоедова!), и камерный.
– Поэтому сегодня мы будем говорить об обоих спектаклях в сравнении! Давай начнем! И, Вань, давай назовем первую часть беседы так:
Часть 1
Игра: «Найди Грибоедова в спектакле «Горе от ума»
– Первым появился на сцене герой, который у Грибоедова не прописан. Вышел мужчина, как мы подумали, по крайней мере.
– Потом мне казалось, что его играет женщина.
– Но, наверное, задумка была не в этом. Мы не должны были гадать. Вообще, когда человек захвачен происходящим на сцене, он не начинает думать «мужчина это или женщина». Я не был захвачен происходящим.
– И я не была. Я подумала, что этим персонажем режиссёр хотел раскрыть Чацкого, а потом оказывается, что это не Чацкий, это не его вторая личность или эго. У меня этот обманчик оставил неприятное чувство. Кто это вообще за персонаж, ты понял?
– Я тоже думал, кто этот человек? Воплощение истины? Правда? Он был невысокого роста, худой, в длинной… Как это называется чёрное? Не пальто. В общем, он выглядел классически. Чисто 19 век…
– У него ещё были очки на носу.
– Очки! Ника. Это был Грибоедов! О__О
– Грибоедов? Этот персонаж – Грибоедов?
– Да!
Игра: «Найди Грибоедова в спектакле «Горе от ума». А искать вам его и не придется, потому что мы вам скажем. Это самый странный персонаж, которого не было у Грибоедова. Кто это? Грибоедов.
–В общем, загадка всего спектакля – кто этот человек? – решена. Больше загадок не было.
– Всё ясно. В действие введен был Грибоедов, т.к. пьеса была им написана как раз, как отзыв на историю, которая случилась с ним. Когда его в шутку прозвали сумасшедшим. (Подробнее тут) Ок. Ввели. Зачем?
– Зачем?
– Ладно. У нас на этот вопрос нет ответа.
– Я шла в драмтеатр на «Горе от ума» с пониманием того, что это произведение школьной программы. Это одно из самых известных произведений русской литературы. Миллион раз уже ставили спектакли «Горе от ума», и это очень большая ответственность. Огромная.
– Да, верно, но в первую очередь, Ник: драмтеатр имени кого? Грибоедова. У Грибоедова одно произведение. И я, идя туда, подразумевал, что этот спектакль будет чем-то эпохальным.
– А вышло? Как тебе?
– А вышло. И хорошо, что вышло. Нет, если серьёзно, то для меня самое плохое было – игра. Она была преувеличена. Возможно, в этом была своя идея: общество лицемерно и неискренно. Но: почему тогда Чацкий такой же наигранный? А эти классические постановочные точки? Ключевые слова актеры выкрикивали под пафосные размахивания руками. Конечно, вишенкой на этом десерте никудышной игры были муки Чацкого. Казалось, именно Молчалин без конца переигрывает. Даже во время своей «исповеди» он так орал, что его хотелось прибить, но не жалеть. Но Чацкий… Ты знаешь, что я, как человек тонко чувствующий, понимаю, что такое страдания, переходящие в физические судороги.
– Ахахаха! Ваня!
– Да, его не принимают в обществе. Это печально. Но не настолько, чтобы валяться конвульсивно в красном свете прожектора под запись собственных мыслей. Понятно, что это аллюзия на внутреннее состояние человека, но… парень не дотянул. Хотелось хмыкнуть или даже смеяться.
– Что мы и делали.
– Но не жалеть. Сочувствия не было.
– И веры не было. Я совершенно не верила в то, что происходило на сцене. Кривляния. И какое-то школьное, честное слово, изображение всего. Ты видел это? Всё, что было в тексте, они показывали на себе. Если говорилось об орденах Максима Петровича – нужно было показать на свою грудь, если о тонкой талии – нужно было приосаниться и провести руками по своей. Если о бороде – то нужно было обязательно ее изобразить на своём подбородке. Так появился мундир, ты помнишь?
– Мундир, а как же.
– Двухметровая ростовая кукла-мундир, появившаяся на сцене, когда речь шла о мундирах. Я с недоумением смотрела на него, а слов не слышала. Я смеялась, а не воспринимала смысл происходящего. Художественная самодеятельность какая-то. Слова вообще очень часто терялись. Получалась смысловая яма.
– Вот. Дело в том, что это беда изображения. Если вы, актёры, сами не переживаете, сами не думаете о смысле, то и мы не понимаем этого смысла. Что у вас в голове, то и у нас…
– Вань, можно я скажу, что было в голове у Сони? У актрисы, которая играла Соню: «Как хорошо пробежаться по широкой сцене, как привольно. У меня красивое платье. Я туда побегу, я сюда побегу…» Вот чем от неё веяло.
– Я это тоже отметил. Вообще, мне было жалко актерский состав. Ведь актёр сам так не сделает. Ей поставили такую задачу – бегать. Но хороший исполнитель всё будет делать от себя, и это будет выглядеть гармонично. А не жалко.
– Мы только ругаем, видишь. А было ли хоть что-то хорошее в драме?
– Декорации нейтральные. Музыка. Она любопытная, верно?
– Но по мне, она не всегда попадала в настроение ситуаций. Редко попадала – это вернее. Знаешь, что было определенно хорошо?
– Что?
– Хороший актер хорошо сидел. Помнишь эпизодические роли почти без слов: старик, который появляется на балу и друг Чацкого.
– Да, помню. Их играли Коншин и Голубев. Они были очень естественные.
– И этот персонаж отражал всю атмосферу спектакля:
Спасибо за фото!
В общем, на правах зрителя, этому спектаклю мы преподносим:
А вот и вторая премьера этого сезона и долгожданное сравнение: