Осенью все мы немножечко книжные черви. Чем еще заняться интеллигентному человеку бесконечными дождливыми вечерами, не фотосессии же посреди кленовых листьев устраивать? К сентябрю настоящий книжный червь припасает что-то крупное, можно даже двухтомное, основательное, как пирог с грушами, и такое же уютное. Поэтому только сегодня и только для вас, любимые читатели, список 10 лучших книг на осень по версии меня: безупречно интересные, идеально долгие, выгодно сочетающиеся с теплым пледом, сладким чаем и дрянной погодой за окном.
Читала Читака — Ирина Новикова, книголюб
- Джон Голсуорси. «Сага о Форсайтах»
Форсайты – это книга книг, эталонная семейная сага.
Англия конца 19 начала 20 века, несколько поколений состоятельной семьи Форсайтов, душечка Сомс Форсайт и неторопливо разворачивающийся сюжет. Это настоящее книжное приключение на всю осень, которое имеет только один недостаток: потом вы начнете судорожно искать что-то, хоть немного похожее.
И если я вас не убедила, то вот послушайте хотя бы Нобелевский комитет, который в 1932 году присудил Голсуорси премию по литературе с формулировкой «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах».
- Жоржи Амаду «Тереза Батиста, уставшая воевать»
Идеальный вариант, когда ты хочешь разбавить серые будни бразильским магическим реализмом, но понимаешь, что в твоем случае «Сто дней одиночества» превратятся в «Сто дней депрессии».
Тереза Батиста, Сверкающая Звезда самбы, танцует, воюет с черной оспой, работает в публичном доме, влюбляется, разбивает сердца, страдает, спит со Смертью и сбрасывает Смерть в море. Переливающаяся всеми красками бразильского карнавала Баийя как верное средство от ноябрьской хандры.
- Фазиль Искандер «Сандро из Чегема»
Настоящий абхазский эпос про «время, в котором стоим».
«Сандро из Чегема» — цикл новелл о похождениях дяди Сандро, его друзей и родственников из высокогорного абхазского села Чегем. Время действия – от начала 20 века до брежневской эпохи. Тихая на первый взгляд деревенская жизнь оказывается состоящей сплошь из любви и ненависти, кровной мести и возмездия. Книга, полная света, горьких слез и смеха от всего сердца, застолий, тостов и песен, вина, запаха зреющего винограда и свежего хлеба, шашлыка и мамалыги с копченым сыром.
- Умберто Эко «Имя розы»
Интеллектуальный средневековый детектив, действие в котором происходит в монастыре. Еще не испугались?
Загадочные убийства, библиотека со старинными манускриптами, монах-Шерлок Холмс и юный послушник, автор записок, в роли доктора Ватсона. Если вы любите эффектную детективную интригу, тысячи детальных описаний в тексте и таинственные артефакты прошлого, но при этом несколько снисходительно относитесь к Дену нашему Брауну, то я вообще не понимаю, почему вы еще читаете мои заметки, а не шуршите страницами «Имя розы».
5. Жоэль Диккер «Правда о деле Гарри Квеберта»
И еще один детектив, на этот раз современный.
Дело происходит в США. Молодой писатель после бестселлера никак не может разродиться вторым романом и едет к своему преподавателю литературы, который живет в большом доме на берегу океана (чтоб я так жил, как американские преподаватели литературы). А там — труп 16-летней девушки в саду профессора, запретная страсть 30-летней выдержки, ненадежные подозреваемые и 32 совета, как написать бестселлер. «Правда о деле Гарри Квеберта» из обманчиво толстых книг – то есть с виду ужас какая толстая, а заканчивается так стремительно, только дыхание успеваешь перевести.
6. Джон Уильямс «Стоунер»
«Стоунер» — идеальный классический роман, обстоятельный и обаятельный.
Главный герой, Уильям Стоунер, поступает в университет буквально от сохи, с тем чтобы окончить курс по ведению сельского хозяйства и вернуться на родительскую ферму. Внезапно обзорный курс по литературе переворачивает его сознание: крестьянский парень открывает для себя тексты Шекспира. Он остается в университете, становится преподавателем, и с этого момента литература — центр его жизни, который ничто не может сдвинуть. Тут вслед за Анной Гавальдой скажешь: «Стоунер – это я!», потому что поднимите руку, кто тут еще навеки порабощен алфавитом?
- Борис Акунин «Алмазная колесница»
Роман преподносится как «этнографический детектив», на что имеет полное право – Борис Акунин (он же Григорий Чхартишвили) – не только писатель, но еще ученый-японист и переводчик.
Зачем читать. Ну что за вопрос! Во-первых, Фандорин. Во-вторых и в-третьих, Фандорин. А еще – Япония, загадочная японская душа, гейши и «крадущиеся», шпионы и разбитое сердце Эраста Петровича (в первой части) и читателя (во второй).
- Донна Тартт «Щегол»
Нет, друзья, а что я могу сделать – так мне понравился «Щегол», что я подсовываю его в любые списки рекомендаций. Книга о взрослении и любви к искусству. Так-так-так, с такой аннотацией никто не станет читать роман.
«Щегол» — книга о мальчике Тео, который в 13 лет потерял мать, чудом выжил сам и стал обладателем шедевра голландского художника. 10 лет жизни героя – скитания и попытки обрести семью, дружба и предательство, страсть к искусству и детективная интрига. Как Донна Тартт разворачивает повествование, как она заставляет тебя читать быстрее и быстрее, а потом останавливает какой-нибудь невыносимо острой, точной фразой, к которой ты возвращаешься и возвращаешься спустя несколько страниц!
- Морис Дрюон, серия «Проклятые короли»
Это как «Игра престолов», только по-настоящему.
Франция начала 14 века, короли и тамплиеры, дворцовые интриги и запретная любовь, жестокие пытки и роскошные наряды – куда там несчастным Ланнистерам до Филиппа IV Красивого и его коварного потомства.
Странно предположить, что кто-то не читал «Железного короля» и «Узницу Шато Гайара», но если это так, то я умираю от зависти к вам. Лучшие вечера моих 14 лет я провела в обнимку с «Проклятыми королями».
- Теодор Драйзер «Трилогия желания»
Трилогия состоит из трех романов: «Финансист», «Титан», «Стоик».
Америка конца 19 – начала 20 века, мир финансовых воротил и небоскребов, главный герой – финансист Алджернон Каупервуд, финансит, любимец женщин, негодяй (реально существующий персонаж, кстати, некто Чарлз Йеркс ). «Трилогия желания» из тех книг, где кипит жизнь, в которой, как тебе кажется, сам невольно принимаешь участие. Настоящее наслаждение читать о том, как противный Каупервуд соблазняет женщин, громит конкурентов и покупает новые компании.
Ваша Читала Читака!