«Смоленск — не провинциальный город!» Детские писатели — о городе-герое, современных школьниках и литературе

В Смоленск приехали авторы популярных книг для детей и подростков Виктор Лунин, Ирина Краева, Таня Беринг и Майя Лазаренская. В рамках проекта «Живые лица. Навигатор по современной отечественной детской литературе» писатели встречаются с ребятами, проводят мастер-классы и открытые чтения.

В перерыве между встречами литераторы рассказали «Первому Смоленскому» о своих впечатлениях от общения со смолянами, порассуждали о проблемах детской литературы и о том, как привить детям любовь к чтению.

 

1 2 3 4                Майя Лазаренская              Виктор Лунин                    Ирина Краева                    Таня Беринг

 

Первый Смоленский: Вы уже второй день в Смоленске, какие впечатления от города и от встреч с детьми?

Таня Беринг: Я лично в Смоленске уже второй раз. Первый раз приезжала весной на «Детский КиноМай». Тогда я была в таком восторге от вашего города, что рассказала своим коллегам, как здесь чудесно, какие хорошие и гостеприимные жители. И как хорошо здесь умеют слушать! То, что ты говоришь, всегда находит отклик. Поэтому решили приехать еще раз, но уже с литературными встречами.

Виктор Лунин: Кто-то здесь говорит «Мы провинциалы…», да никакой у вас не провинциальный город! Нет абсолютно этого ощущения, замечательное место.

Первый Смоленский: Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем проекте «Живые лица».

Таня Беринг: Наш проект еще совсем молодой: ему нет и года. Идея его создания родилась в прошлом году на научной конференции по детской литературе в Санкт-Петербурге. Я обратила внимание на то, что все доклады посвящены либо иностранным писателям, либо советским. И ничего о современных! Я вернулась с этого мероприятия полной внутреннего возмущения: как же так – столько есть замечательных, очаровательных детских писателей. Но для того, чтобы о них все-таки заговорили, надо о них всем рассказать. Так и родился проект «Живые лица». Мы выпустили первый сборник, теперь устраиваем такие «хождения в народ» (улыбается). После встречи Майи Лазаренской с ребятами в одной из московских школ дети читают ее книжки на переменах, передают их друг другу, просят принести еще книг! Это замечательно, так как с детской литературы начинает формироваться эстетический вкус. Станут старше – будут читать классику и понимать ее.

Первый Смоленский: Отличается ли подход к детям нынешнего поколения от подхода к поколениям прошлым?

Виктор Лунин: Подход не отличается. Хорошая детская литература — на все времена. Поэтому Чуковский – это навсегда, Маршак – это навсегда, хоть и вышли они в свет при детях другого поколения. Единственное, что хочу сказать – дети сейчас стали свободнее, рискованнее, самостоятельнее.

Майя Лазаренская: Они теперь четко знают, чего хотят, и не боятся говорить об этом.

Первый Смоленский: Должны ли детские сказки поучать напрямую, четко объясняя, что такое «хорошо», а что такое «плохо»? Или нужно это делать незаметно, через героев и истории?

Виктор Лунин: Детские книги не должны поучать. Вообще художественная литература не для поучений. Конечно, мы воспитываем своих читателей. Но надо быть воспитателем внутренним, а не внешним – это высший пилотаж. Дети сами все поймут.

Майя Лазаренская: Все самое лучшее, что есть в окружающем, мы стараемся вкладывать в свои тексты, и не в воспитательных целях. Кто услышит – тот услышит.

Ирина Краева: Если говорить о прекрасном – это и есть воспитание. Как писала Юнна Мориц: «Не бывает напрасным прекрасное. Не растут даже в черном году Клен напрасный, и верба напрасная, И напрасный цветок на пруду».

Первый Смоленский: Сегодня говорят о том, что детям больше интересны гаджеты, компьютерные игры. Как их привлечь именно к литературе?

Майя Лазаренская: Все зависит от примера родителей. Если ребенок видит, что они читают и с ним вместе садятся за книжку, то и он будет читать. А если взрослые сами после работы уткнутся в телевизор или компьютер…

Таня Беринг: Я читаю своим детям перед сном. Старшему ребенку уже 16 лет, а он до сих пор слушает, как я читаю младшим. Привычка (улыбается). Сам уже берется за русскую классику. «Анну Каренину» не только прочел, но и посмотрел разные экранизации романа.

Виктор Лунин: Я думаю, если книга хорошая, то любая ее экранизация получится хуже. А вот по плохой книжке можно сделать отличный фильм. Книга богаче, читая ее, ты сам создаешь свой собственный мир, а не принимаешь навязанные образы.

Ирина Краева: Книги – это наша духовная пища, а литература – самый «питательный» вид искусства.

DSC_0736

Беседовала Ангелина Штацкая