С именем «Смоленск» на борту. Ко Дню Военно-морского флота

Несмотря на то, что в этом году (как, впрочем, и в другие) главный праздник военных моряков в Смоленске сведётся к банальному поднятию Андреевского флага над пристанью прогулочных катамаранов в Лопатинском саду, наш город всё-таки имеет отношение к военно-морскому флоту.

И дело не только в том, что Смоленская земля – родина адмирала Нахимова. Имя «Смоленск» в разное время носили различные военные корабли Российской Империи, Советского союза и Российской Федерации. «Первый Смоленский» подробно изучил вопрос.

Линейный корабль «Смоленск»

Первым военным кораблём, получившим название «Смоленск», стал 74-пушечный линейный корабль. Спущенный на воду в 1830 году парусник был построен в Санкт-Петербурге и вошёл в состав Балтийского флота, а имя своё получил в память о героической обороне города в 1812 году. Благодарные смоляне часто отправляли экипажу корабля различные подарки, в том числе и икону Смоленской Божьей Матери Одигитрии. В 1853-1856 годах «Смоленск» участвовал в Крымской войне, обороняя Кронштадт от флота противника. В 1862 году корабль был разобран в связи с достаточно ветхим состоянием.

01

Речной буксир «Смоленск»

В 1875 году в Риге был спущен на воду речной буксир «Чиригин», позднее получивший имя «Смоленск». Дважды корабль, использовавшийся в днепровском бассейне, был мобилизован для нужд флота, в 1919 и 1920 годах. На военной службе «Смоленск» использовался в качестве парохода службы связи.

Крейсер-пароход «Смоленск»

Успешные действия России во время Русско-Турецкой войны 1877-1787 годов в значительной степени осложнили отношения с Великобританией, шла речь о возможном начале боевых действий между двумя странами. В связи с этим Российской Империи срочно требовался мощный боеспособный флот, но казна на тот момент была истощена. Чтобы выйти из этой сложной ситуации правительство приняло решение о создании в 1878 году Добровольческого флота, иными словами, новые военные корабли должны были строиться за счёт пожертвования граждан. Идея оказалась жизнеспособной – уже через 10 месяцев Россия закупила 10 пароходов-крейсеров. Программа постройки «народных» кораблей растянулась на несколько десятилетий. Активное участие в перечислении средств на счета Добровольного флота приняли и смоляне.

В знак благодарности перед жителями города крейсеру, заложенному в 1900 году, решено было дать имя «Смоленск». Корабль изначально проектировался одновременно и как крейсер, и как торговое транспортное судно. В 1901 году оно было спущено на воду, а в 1902 году состоялся торжественный приём «Смоленска» в Одессе (порту приписки корабля). Смоленская делегация преподнесла экипажу икону Смоленской Божьей Матери в серебряном окладе и герб Смоленска из драгоценных металлов и цветной эмали.

02

В 1902 году «Смоленск» коммерческих рейсов не совершал из-за выяснившейся убыточности пароходов-крейсеров и находился на резервном положении. В 1903-м выполнил несколько переходов между Одессой и Севастополем для перевозки войск, а 7 января 1904 года передан во временное пользование Морскому ведомству с целью обеспечения буксировки миноносцев типа «Циклон» в Порт-Артур. Началась Русско-японская война, и «Смоленску» пришлось повернуть обратно и вернуться в Севастополь.

22 июня 1904 года крейсер вышел из Севастополя, имея фиктивные документы на груз угля, провизии и артиллерии для Владивостока. Миновав под флагом Добровольного флота турецкие проливы и Суэцкий канал, в Красном море команда установила артиллерию на штатные места и подняла военно-морской флаг. Боевой задачей «Смоленска» стал досмотр торговых судов в Красном море. Командой были задержаны и отправлены в Либаву английские суда «Ardova», «Scandia», «Formosa», остановлен германский пароход «Prinz Heinrich» с выемкой всей адресованной в Японию почты.

В октябре 1904 года «Смоленск» перевооружили и в качестве крейсера 2 ранга зачислили в списки судов Балтийского флота под названием «Рион».

В 1905 году накануне Цусимского сражения крейсер направился в южную часть Жёлтого моря. 16 мая он потопил германский пароход «Tetartos», а 21-го числа задержал пароход «Sillurnum». Возвращаясь из Индийского океана в Россию, «Рион» обнаружил у северо-восточного побережья Африки полузатопленное французское судно «Chadoc». 618 человек с терпящего бедствие судна были доставлены в порт Аден.

В июле 1905 года корабль вернулся в состав Добровольческого флота под именем «Смоленск». А уже в 1906 году «Смоленску» выпала честь стать первым пароходом регулярного сообщения между Россией и США. 25 июня первые пассажиры менее чем 15 суток были доставлены в Нью-Йорк.

В годы Первой Мировой войны «Смоленск »вошёл в состав Черноморского флота как военный транспорт, в 1917 – в состав Красного Черноморского флота, в мае 1918 был захвачен германскими войсками, в ноябре – союзниками, в 1919 вошёл в состав Морских сил Юга России. В ноябре 1920 года корабль ушёл из Севастополя в Константинополь, эвакуирую на своём борту беженцев. Позже был захвачен французскими войсками. О дальнейшей судьбе корабля ничего неизвестно.

Канонерская лодка «Смоленск»

Канонерская лодка (другое название — монитор) «Краков» была построена в 1926 году и вошла в состав Пинской флотилии Польши. 21 сентября 1939 года в связи с приближением Красной армии судно было затоплено экипажем, а уже в октябре того же года было поднято советскими войсками и отбуксирован для ремонта в мастерские Пинска.

После вхождения в состав советской Днепровской флотилии «Краков» был переименован в «Смоленск», позже вошёл в состав Пинской флотилии.

03

В ходе Великой Отечественной войны «Смоленск» вёл активные боевые действия на Днепре, регулярно попадая под налёты вражеской авиации. 15 сентября 1941 года во время выполнения очередной боевой задачи «Смоленск» попал в окружение и был взорван экипажем.

Минный тральщик «Смоленск»

В 1943 году рыболовный буксир «Смоленск» был переоборудован в минный тральщик с присвоением наименования ЭТМШ-15 и 15 августа вошёл в состав военного флота. А уже 23 октября был разоружён и обратно превращён в гражданское плавсредство. Никаких иных подробностей о судьбе этого судна выяснить не удалось.

Атомный подводный ракетоносный крейсер «Смоленск»

В 1990 году на воду был спущен очередная атомная подводная лодка проекта 949А проекта «Антей» (по классификации стран НАТО – Oscar-II), предназначенная для уничтожения авианосных соединений противника крылатыми ракетами П-700 «Гранит». В 1993 году крейсер получил имя собственное «Смоленск» (изначально корабль имел лишь наименование К-410).

Подводная лодка входит в состав Северного флота и базируется в городе Заозёрск (он же Мурманск-150, Североморск-7 или Западная Лица).

04

«Смоленск» удостаивался приза главнокомандующего ВМФ за успешные ракетные стрельбы в 1993, 1994, 1998 годах.

В 2011 году ракетный крейсер поставлен на ремонт в Центр судостроения «Звёздочка». 23 декабря 2013 года после завершившегося ремонта АПРК «Смоленск» вышел в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний.

По традиции смолян с кораблём, названным в честь города-героя, связывают тёплые отношения. Смоленские делегации регулярно посещают подводную лодку, а смоленские призывники традиционно отправляются на срочную службу на корабль. Администрация города Смоленска с 1993 года взяла шефство над подводной лодкой.