Велопрогулка №7. Le Tour de Lubino

solok

Кирилл Солок

 

 

 

204 года назад, 4 августа 1812 года, началось Смоленское сражение, ставшее одним из самых трагичных и одновременно героических моментов в истории нашего города. А уже 7 августа отступающие из Смоленска русские войска вступили в оборонительный бой с французской армией, преследующей их. Во французских учебниках истории этот бой называют «Сражением у Валутиной горы», в русских – «Бой у Лубино».

lubino

Мой сегодняшний маршрут будет полностью посвящён событиям 1812 года и Старой Смоленской дороге, ставшей одним из символов Отечественной войны.

На самом деле, то шоссе, которое мы сегодня называем «Старой Смоленской дорогой» имеет мало общего с большаком начала 19-го века. Сегодня проехать по аутентичному маршруту можно только на велосипеде или квадроцикле. Именно этим сложным, но живописным путём я и решил отправиться.

Для начала общая карта всего маршрута и ссылка на полный вариант:

Начнём мы наш путь от Крестовоздвиженской церкви, расположенной возле одноименной развязки. Это исторически сложившееся начало Старой Смоленской дороги — старинного пути, соединявшего Смоленск с Москвой, основной торговой магистрали между Московской Русью и Западом:

001

«Верстовой столб» с соответствующей надписью расположен возле церкви. На протяжении сегодняшнего маршрута нам встретятся ещё несколько таких указателей-путеводителей. Установлены они были в 2012 году к 200-летнему юбилею Отечественной войны. На мой взгляд, один из самых интересных и полезных областных туристических проектов последнего времени:

002

С этой точки также открывается неплохой вид на Промышленный район и крепостную стену:

003

Далее продолжаем путь по Московскому шоссе. В этой части она практически полностью повторяет траекторию Старой Смоленской дороги:

004

Затем дорога разделяется на две — одна идёт в торону шоссе «Москва-Минск», вторая — на Гедеоновку. Именно вторую дорогу сегодня принято называть Старой Смоленской. На самом деле, это не совсем так.

005

Для того чтобы попасть на настоящую Старую Смоленскую дорогу, необходимо свернуть напротив автомобильной заправки в сторону железнодорожных путей.

Здесь необходимо сделать небольшое историческое отступление. Всем известная дорога на Гедеоновку, изобилующая спусками и подъёмами, появилась уже после войны 1812 года. Инициатором её строительства стал губернатор Хмельницкий. По его мнению, новую дорогу на Москву нужно было проложить по местности со сложным рельефом. Мотивировал он это решение тем, что во время отступления русской армии из Смоленска в 1812 году войска попали под обстрел французов лишь из-за того, что Старая Смоленская дорога проходила по равнинной местности вдоль Днепра.

История с новой дорогой закончилась печально — в 1837 году Хмельницкого арестовали из-за вскрывшихся растрат бюджетных денег при строительстве нового шоссе. Говорят, что император, узнав о масштабах коррупции при строительстве, сказал: «Мне было бы дешевле эту дорогу просто замостить монетами!». Горе-губернатор был потомком Богдана Хмельницкого, активно продвигал идеи либерализма и толерантности и, кроме того, был драматургом.

006

Сразу за железной дорогой виден Днепр, вдоль которого и шла изначально Старая Смоленская:

007

Сегодня в это трудно поверить, но по этому самому просёлку в своё время шли войска царя Василия, чтобы отвоевать Смоленск у Литвы, по этой дороге в Смоленск прибывал и зодчий Фёдор Конь, и Борис Годунов, а в 1812 году по этой дороге отступали из Смоленска русские войска:

008

Продолжаем движение вдоль железнодорожных путей в сторону станции «Смоленск-Сортировочная»:

009

Попадаем на платформу «Белорусская-Сортировочная» и движемся в сторону Колодни:

010

Московский большак — единственная асфальтированная часть Старой Смоленской дороги в этой округе:

011

За Колодней снова начинается грунтовка:

012

Приближаемся к населённому пункту Волчейка. Здесь соединяется несколько магистральных железнодорожных направлений:

013

По старому деревянному мосту пересекаем речку Стабну:

014

На юг, в сторону Рославля уходит неэлектрифицированная ветка Риго-Орловской железной дороги:

015

Электровозы ходят только по московскому направлению:

016

Двухуровневая железнодорожная развязка:

017

Грузовой состав идёт в сторону Смоленска из Москвы:

018

Практически полностью заброшенная ветка, идущая на Озёрный:

019

А ведь когда-то эти пути должны были соединить Смоленск и Санкт-Петербург. Сначала этим планам помешала революция 17-го года, затем Великая Отечественная. Из-за этого до сих пор в Питер нам приходится ездить окружными путями.

020

Уже давно недействующая смоленская окружная железная дорога. Удивительно, что пути разобрали, а контактная сеть сохранилась:

021

На этом «железнодорожный» участок нашего маршрута окончен. Продолжаем движение по сильно заросшей дороге и это тоже Старая Смоленская.

022

Бескрайние поля около Валутиной горы. Здесь во время сражения в августе 1812-го располагались французские части. Один из офицеров после битвы писал об этих местах: «С одного возвышения вдруг открылся вид на равнину, ограниченную резко обозначившимися высотами. Насколько видел глаз, всё пространство было завалено трупами, также, большею частью, уже раздетыми… Число убитых и изувеченных, русских и французов вместе, было так велико, что некоторые места, заваленные ими, надлежало объезжать, и нигде ни одного трофея — ни одной пушки, ни одного зарядного ящика! Мы владели только полем, в одинаковом количестве покрытым и нашими трупами…» 

023

Движемся дальше и оказываемся у места ранения французского генерала Гюдена, получившего смертельное ранение сразу после первых залпов русской артиллерии. Один из любимых генералов Наполеона вполне мог стать маршалом, но судьба распорядилась по-другому:

024

Пересекаем речку Строганку:

026

Живописные поля и отсутствие людей в радиусе нескольких километров предоставляют отличную возможность для фотографирования живности:

027

Ещё один верстовой столб. Видимо, кому-то очень понадобилась памятная историческая табличка. И её украли.

028

Продолжаем движение по полям боёв:

029

Ещё одно мемориальное место, посвящённое сражениям у Лубино, Валутино и Заболотье:

030

Место ранения и пленения генерала Тучкова 3-го, чьи части первыми вступили в бой с авангардом французов:

031

На горе возвышается крест…

032

А над ним кружат ястребы:

033

Приближаемся к окружной дороге и видим ещё один «верстовой столб»:

034

Информационная надпись о событиях 7 августа 1812 года:

035

Пересекаем окружную дорогу:

036

И попадаем в деревню Козино. А ведь когда-то здесь проходила основная магистраль, соединяющая Россию и Европу:

037

Хотя и сейчас вдалеке ездят автомобили:

038

Идут пассажирские поезда:

039

Пролетают самолёты международных рейсов:

040

Вдали уже виднеется поле у Лубино:

041

Въезжаем в деревню Духовская:

042

С колоритными сельскими пейзажами:

043

Здесь начинается знаменитое поле у Лубино:

045

То самое место, где много лет подряд происходила реконструкция сражения 1812 года. К сожалению, в этом году по ряду причин отличная традиция прервалась:

046

Ещё один мемориальный знак павшим воинам:

047

Могилы, где захоронены найденные поисковиками останки солдат, погибших в Лубинском сражении:

048

Общий вид места боя с возвышенности:

049

Памятный камень, установленный уже в 21-м веке:

050

Возвращаемся в Духовскую. Легендарные «Запорожцы», которых уже днём с огнём не сыщешь:

052

Из Духовской в Козино дороги практически нет:

053

Через лес двигаться приходится по навигатору:

054

Вымершая деревня:

055

Если я правильно понял, когда-то этот населённый пункт назывался Школа им. Горького. Почему так? Не знаю.

056

Ещё немного езды по пересечённой местности и мы вновь попадаем на окружную дорогу:

057

И уже по современному шоссе возвращаемся в Смоленск:

058

На этом у меня на сегодня всё! Учите историю, катайтесь на велосипедах — развивайтесь физически и интеллектуально. Новый маршрут — через пару недель!