Люди и вещи: о жизни первого смоленского социального магазина

Совсем скоро исполнится ровно два года со дня открытия в Смоленске уникального магазина. Два года назад один из павильонов на втором этаже торгового центра «Желябовский» превратился в пункт экстренной помощи для всех тех, кто, оказавшись в сложной жизненной ситуации, не мог позволить себе покупать одежду по рыночным ценам, а также для тех, кто хотел этой одеждой поделиться. Появление первого в нашем городе социального магазина произошло благодаря инициативе молодой смолянки, которой однажды стало просто жаль выбрасывать ненужные ей вещи. А ещё сильнее ей стало жаль людей, многие из которых зачастую лишены самого малого…

05

Татьяне Новиковой 28 лет, по профессии она – кондуктор автобуса. Девушка с искренней улыбкой и добрыми глазами встретила нас на пороге павильона № 60, расположенного в торговом центре«Желябовский». Найти его в лабиринте других вещевых павильонов помогает небольшая бумажная вывеска, но, как признаётся Татьяна, теперь отыскать магазин намного проще, чем раньше: за два года он немного расширился – и продолжает расширяться вопреки всем трудностям, на которые нередко наталкиваются все добрые начинания.

Через тернии…

Примером для Татьяны, приведшим её к идее создания первого смоленского социального магазина для малообеспеченных семей и людей с низким финансовым достатком, послужил зарубежный опыт по открытию чарити-шопов, очень популярных в странах Западной Европы. А отправной точкой для дальнейших действий стал… её собственный шкаф.

02

— Раньше я часто сталкивалась с тем, что оставались вещи, которые было некуда девать. Их вроде как уже не носишь, но и выбрасывать ведь жалко… Та же проблема была и у многих моих знакомых. Она и натолкнула меня на мысль о том, что лучше будет, если эти вещи попадут в руки тем, кто в них нуждается, кому они смогут принести пользу.

Собрать вещи оказалось несложно – благо их было очень много, но как сделать их доступными для всех нуждающихся? Тогда перед Татьяной встала более серьёзная проблема: где найти недорогое помещение, в котором можно было бы хранить всю пожертвованную одежду и куда мог бы прийти любой желающий? Сделать это удалось — руководство торгового центра «Желябовский» предоставило подходящий вариант, за что Татьяна, а вместе с ней и все, у кого теперь есть возможность находить здесь вещи по своему даже самому скромному бюджету, безмерно благодарны.

06

— В первые дни посетителей в магазине практически совсем не было. А когда потянулись первые покупатели, разбирать одежду начали все, кто хочет… Я сама тогда ещё плохо представляла, каким людям важнее всего оказывать помощь, и отказать человеку было сложно. Но со временем мы составили список тех, кому одежда будет передаваться в дар в первую очередь. Это незащищённые группы населения, малоимущие, многодетные семьи, одинокие мамы и пенсионеры, люди с очень низким достатком, находящиеся в сложной жизненной ситуации.

Находить время на благотворительность было очень нелегко, однако о том, чтобы нанять постоянного продавца, нельзя было и подумать: слишком «давили» затраты на аренду павильона. Но Татьяна не сдавалась: прибегала в магазин в свободное от работы время, а когда не получалось, просила о помощи свою маму, которая с самого первого дня помогала дочери во всём.

Дело не в деньгах

Ирину Петровну мы встретили в одном из дальних павильонов. Маленькая и скромная, с таким же добрым, улыбчивым взглядом, она искренне призналась, как боялась поначалу оставаться в магазине одна, без дочери. Она не скрывает гордости за бескорыстный поступок Татьяны и может рассказать тысячи историй о людях, обращавшихся к ним за помощью, со многими из которых женщины продолжают поддерживать дружескую связь.

— Приходят очень разные люди, и почти у каждого жизнь сложилась тяжело, – начинает рассказ Ирина Петровна. – Часто нас навещает Ольга – бабушка, оставшаяся с тремя внуками на руках после того, как её дочь бросила детей и ушла из дома из-за пристрастия к алкоголю… Самой младшей её девочке сейчас 1,5 годика, она сильно болеет, перестала совсем расти, и бабушке нужно везти её на лечение. Денег, конечно, совсем не хватает, и мы стараемся помогать этой семье всем, чем только можем.

03

Немало похожих жизненных историй, в которых главными жертвами становятся именно дети. Меня поразила история мальчика Димы, который в свои восемь лет сам приходит за помощью в социальный магазин, чтобы подобрать вещи для своего маленького братишки.

— Но есть и другие истории, – продолжает вспоминать Ирина Петровна. – Однажды к нам пришла девушка Лена, очень грустная, потерянная и попросила некоторые вещи. Мы стали разговаривать с ней – и выяснилось, что её бросил муж, после чего её жизнь изменилась в худшую сторону. Мы с Таней стали утешать её, подбадривать, и в итоге она ушла от нас в совсем другом настроении. Порой это на самом деле очень важно: просто поговорить с человеком, выслушать его, дать добрый совет, чтобы он почувствовал чью-то поддержку…

В самом названии этого социального магазина словно заключено его главное предназначение: важен не сам факт передачи вещи человеку, важно отношение, с которым его здесь встречают. Символическая плата, которую можно внести здесь за понравившуюся вещь, не просто мала, но и практически ничего не значит для владелиц магазина. Человек приходит сюда, чтобы забыть на время о своих проблемах, о своей бедности, чтобы почувствовать себя таким же, как все, и найти понимание в глазах таких же людей.

— В этом и заключается социальная сторона того, что мы делаем, – соглашается Татьяна. – Размываются границы между более состоятельными и менее состоятельными группами общества, человек приходит в магазин со знанием, что он может позволить себе приобрести здесь вещь не хуже, чем у других, и что никто не будет тыкать в него пальцем, указывая на его материальное положение.

Шанс на новую жизнь

Рассказывая о работе благотворительного магазина сегодня, Татьяна подчёркивает, что он давно перестал быть просто местом, в котором можно бесплатно получить одежду. Люди, которые приходят сюда однажды, возвращаются снова, входя по-дружески, без спроса, как в песне «Городок». А каждая вещь здесь имеет свою собственную историю. Тем не менее, новым вещам здесь всегда только рады, ведь чем больше будет пожертвований, тем большему числу людей можно будет помочь.

04

— В настоящее время очень большим спросом пользуется сезонная, тёплая одежда и одежда больших размеров, которой у нас довольно мало, – отвечая на мой вопрос, рассказывает Татьяна. – Помимо отдельных жертвователей, нас порой очень выручают магазины: если происходит возврат купленной вещи или остаётся много нереализованного товара, часть его иногда передают нам, за что мы всегда очень благодарны!

Оказать свою помощь магазину «Спасибо» по-прежнему очень просто: принести вещи можно в будние и выходные дни с 10:00 до 16:00 часов на второй этаж ТЦ «Желябовский» (павильон № 60, рядом с ремонтом одежды), кроме единственного выходного дня – понедельника. Связаться с Татьяной можно по контактному номеру телефона: 40-60-67.

— Оглядываясь назад, на те два года, которые уже просуществовал наш магазин, я искренне верю, что у подобных социальных проектов есть будущее. Нам постоянно приносят всё новые и новые вещи, а те люди, которые их потом у нас берут, возвращаются со словами благодарности, стараются рассказывать о нас своим знакомым. Многие смоляне нуждаются в нашем магазине, и, значит, с Божьей помощью, он будет существовать и расширяться дальше.

Текст: Мария Киселёва

Фото: Светлана Хесина