Драйв, энергия и огромный запас жизненных сил — всё это есть в героине нашей постоянной рубрики. Виолончелистка Олеся Сляктина — девушка с непростой судьбой, но с неизменным оптимизмом и верой в лучшее. Было время, когда ей на длительный срок пришлось отказаться от своего предназначения, но её возвращение в музыку было поистине фееричным. Обо всех перипетиях судьбы и творчестве она рассказала в интервью:
Недавно от Вас приходило сообщение: «Я наконец-то перебралась в Смоленск!» — и уже такое огромное количество заказов, выступление на Крепостной стене в рамках популярной передачи. В чем секрет успеха?
На самом деле успехов не так много, я хочу ЕЩЁ БОЛЬШЕ. Может быть дело в моей энергии, которую я хочу дарить, хочу излучать счастье. Все говорят, что я будто свечусь изнутри. Я хочу жить, мне хочется дарить людям эмоции, радость, а также чтобы обмен энергиями длился и был постоянным.
Откуда источник этой энергии?
Не знаю, меня просто «прёт». Я очень рада, что вернулась в Смоленск. Здесь много творческих людей, с которыми я обмениваюсь энергией, хожу на огромное количество разных мероприятий, страюсь быть везде. Я впитываю энергию, отдаю её и обмениваюсь. Эмоции вдохновляют и заряжают. Люди смотрят, и им хочется, чтобы я играла еще больше и разнообразнее. А мне, в свою очередь, хочется всех порадовать.
Все запросы учитываются?
Да, конечно. Если люди хотят, то я обязательно исполняю. Если так случается, что я не знаю композицию, то тренируюсь дома и исполняю чуть позже.
В восемь лет вы сами записались в музыкальную школу Это был зов интуиции?
Хотелось попробовать. В детстве я занималась всем чем можно: туркружок, вязание, лыжи, музыкальная школа и все остальные кружки, которые были в округе. Мне хотелось изучить всё. Сейчас я и своих детей учу, что надо попробовать и потом для себя решить, что ближе, впитывать мир как можно больше.
У меня мама, несмотря на профессию инженера, была творческим человеком. В молодости она постоянно что-то придумывала, играла в театре и на аккордеоне. Может от неё передалось это чувство, что хочется творить. Даже когда готовлю, мне хочется сделать блюдо не так, как у всех, не так, как раньше.
Почему решили сконцентрироваться на виолончели?
Я не знала в детстве о существовании такого инструмента, как виолончель. Я сдала эказмены и на скрипку, и на фортепиано, а потом директор подозвала мою маму, сказала, что девочка крупная, и как раз бы подошла виолончель. Также она потом отметила, что мне будет легче продвинутся в будущем, потому что это редкий инструмент. Так и получилось. В училище я поступила легко и была единственной виолончелисткой на всех курсах. Педагог Сероштан Владимир Григорьевич меня опекал. Он очень много мне дал в жизни. Отсюда я перевелась в Москву, закончила училище при Московской консерватории им. П.И.Чайковского и училась в Российской академии музыки имени Гнесиных, стала играть в оркестре. А потом приспичило мне выйти замуж, и моя музыкальная карьера оборвалась. Я решила, что невозможно совмещать, и 10 лет меня в музыке не было, я работала в офисах, родила двоих детей.
Это была ошибка?
Это был опыт. Нужно было прожить этот этап. Мы переехали в маленький поселочек в Карелии. В нём была только музыкальная школа, в которой преподавала одна гитаристка. Всё. Больше ничего. Я позвонила туда, потому что нужно было где-то работать, и директор так обрадовалась. Я переборола себя. 10 лет не играла, думала, что ничего не вспомню. Достала инструмент, что-то стала вспоминать, корявенько, кривенько, но ничего, сыграла, детям понравилось, появились ученики. Я стала сама играть и искать каверы, минусовочки. И дело пошло. Это была судьба, чтобы я вернулась в музыку. Потому что очень многие отступаются после большого перерыва, а мне нужно было выжить.
Виолончель – кажется масштабным инструментом для сельской школы…
Да, и все думали, что я начну сейчас преподавать классические произведения, а я сконцентрировалась на том, что любят люди, которые там живут. Я давала то, что им понятно, и детей учила этому. Ученики у меня играли тему из «Игры престолов», «Пиратов карибского моря», «Маши и медведя». Аранжировки делала им я, вплетая классические произведения и русское культурное наследие.
Какие произведения больше откликаются?
Я люблю и классику играть и слушать, а также люблю современные песни. Недавно мне поступил запрос сыграть «Незабудку» Тимы Белорусских. Знаете, я думаю её сделать необычно. Например, я «Despacito» соединяню с классикой. «Believe me» (Imagine Dragons) тоже слилось с двумя классическими произведениями. Это интересно, и в то же время меня никто не обвинит в том, что я ушла в попсу. Я выступаю за соединение, за гармоничное представление культуры и того, что хочется. Таким образом, через то, что люди знают, я ненавязчиво приобщаю слушателей к высокому. Мне интересна удивлённо-восхищённая реакция во время перехода на классическое произведение.
Есть произведения собственного сочинения?
Я написала слова к песне на музыку Эда Ширана. Что касается сочинения, то даже, когда я играю чужие произведения, мне хочется их улучшить. Полностью создать музыку и записать её окончательный вариант для меня невозможно. Я уйду в бесконечный процесс творчества, который невозможно остановить. И, скорее всего, пока не добьюсь результатов, ничего больше делать не буду.
Какой процент успеха выступления даёт артистизм?
Чуть ли не 90%. На подачу люди в первую очередь обращают внимание. Музыкальная техника уже оценивается потом. Очень важно настроение, которое ты хочешь донести до зрителя.
Что лучше: электронная виолончель или акустическая?
У меня есть и та, и другая. Разница между ними колоссальная. Электровиолончель не только для пальцев удобна, у меня появилась возможность танцевать, показать выступление с визуальными эффектами. За акустической виолончелью меня не видно, и пропадает элемент шоу. Также на электровиолончели есть процессор эффектов, который я сейчас усиленно изучаю. Из неё можно извлечь абсолютно разные звуки. Например, можно сделать эффект металла, хард кора… Я хочу с помощью луппера записать звуки на виолончели, как люди делают голосом, накладывая одно на другое. Дать звуковое разнообразие тоже может только электровиолончель. Акустическое звучание хорошо при условии, что виолончель очень качественная, а на электронной можно играть с красками, добавлять разные эффекты, поиграться. Это творчество более высокого уровня.
Сейчас учусь в онлайн-школе делать каверы, чтобы этот процесс был быстрее. В этой онлайн школе преподаёт скрипач. Он мне сказал: «Я раньше не понимал, зачем ты вложилась в электровиолончель, а сейчас понял. Во-первых, ты единственная в Смоленске. Во-вторых, ты наконец встала. В-третьих у тебя раскрылся диапазон возможностей.
Что в дальнейших планах?
Будет апгрейт визуальной составляющей выступлений. Намечается большое выступление с файер-шоу. О подробностях расскажу позднее.
Фото: Денис Максимов
Текст: Мария Скробова