В Смоленском камерном театре состоялась премьера спектакля «NeoДачники». История о скучающих мещанах, внутренний мир которых постепенно разъедают конфликты. На первый взгляд у персонажей есть всё, но им постоянно чего-то не хватает. Они глубоко несчастны. Каждый зритель смог прочувствовать, насколько наигранными кажутся эти проблемы на фоне проходящих в другом конце страны военных действий. «Первый Смоленский» встретился с режиссёром Бари Салимовым, чтобы узнать, почему режиссёр остановил свой выбор именно на этом спектакле и как постановка пересекается с нашим временем.
Насколько часто Вы бываете в Смоленске?
Это мой первый приезд. Я очень много езжу по стране, и много где жил. Замечаю, что в каждом городе есть свой менталитет, который формируют географическое положение и исторические факторы. Смоленск – это западная точка России. Он ассоциируется у меня с лесами и туманами. У Куприна есть повесть «Олеся». Несмотря на то, что там действие проходит в Белоруссии, атмосферу произведения я ощутил именно здесь.
Путешествия влияют на творческий процесс?
Несомненно, это опыт, который я всё время пытаюсь реализовать в спектаклях, ведь я каждый раз попадаю в новые условия. «Дачники» — это моя мысль о провинциальном театре в России. Театру, который находится не в Москве и не в Петербурге, сложнее взаимодействовать со зрителем.
Как поступило предложение делать спектакль к юбилею Камерного театра?
Александра Иванова (главный режиссёр СКТ) давно говорила, что хочет поставить психологический спектакль. Дело в том, что театру исполнилось 30 лет, мне тоже 30 лет. Это тот период, когда человек еще остается молодым, но уже должен быть осознанным. Через этот спектакль театр заявляет своё лицо не развлекательного места, а храма искусства. Я надеюсь, что в этой постановке у нас так и получится.
Насколько «Дачники» пересекаются с нашим временем?
В спектакле есть четкая параллель между миром, в котором хочет жить человек и миром, в котором он живёт. Мы все хотим жить на этой даче, но в этот прекрасный светлый мир без проблем и без трудностей, наполненный любовью, чувствами, солнцем, может ворваться внешнее, от которого не уйти.
В одном из своих интервью Вы говорили, что хотите поставить «Вишневый сад», а сейчас ставите одну из самых «чеховских» пьес Горького…
И «Вишнёвый сад», и «Дачники» написаны в 1904 году. Вишнёвый сад в чеховском произведении – это участок площадью в несколько километров. Только представьте, какая это была красота пять дней в году во время цветения! Произведение заканчивается тем, что этот великолепный сад вырубают и на его месте строят дачи. Не советские, из шести соток, а именно горьковские дачи.
«Месяц в деревне» Тургенева – это усадьба, которая затем перерастает в «Вишневый сад», видоизменяющийся в «Дачу», на смену которой приходят советские дачи… Это изменение есть некий символ русского мира. Мы его постоянно пытаемся построить и потом опять всё приходит к какому-то краху. Я пытался в спектакле ответить, почему такой цикл совершается регулярно в нашей стране.
Если Чехов писал о смене дворянства на новых дачников, то Горький принёс некую социальную борьбу. В постановке я её нивелирую, но дополняю горьковскими текстами, принося другой смысл в мир произведения.
То есть Чехов Вам близок?
Абсолютно. Чехов – один из моих любимых драматургов.
В целом, конец XIX – начало XX века – это период, когда искусство было безумно многогранно. В 1914 году состоялась премьера спектакля «Победа над солнцем», либретто к которой писали Крученых и Хлебников, а костюмы создавал Малевич. Только представьте, какая мощная волна русского искусства!
Современное искусство переживает новое рождение после советского периода. Но не апеллировать к прошлому нельзя. Действие пьесы происходит в 1904 году. В это время идёт русско-японская война. Примерно так же, как сейчас идёт война в Сирии – где-то там, далеко. Однако участие в войне тогда нанесло сильный экономический удар по России. Далее, подобно снежному кому, произошли Кровавое воскресение, Первая мировая война, революция, гражданская война…
Мне казалось, что наше время больше сравнивают с брежневским застоем…
Любой период требует осмысления. У нас до сих пор остались фантомные боли по Советскому Союзу. Надо извлекать уроки из прошлого.
У меня была идея перенести действие пьесы ближе к современности, но в начале ХХ века столько красоты. Когда мы разговаривали с художником, у нас было два ключевых понятия: «Dolche vita» и ар-деко.
Что бы Вы могли пожелать театру и зрителям?
Я желаю театру стать для зрителей сакральным местом, а зрителям найти в театре то место, в котором можно было отдать или получить энергию, в зависимости от необходимости. Нужно зарабатывать деньги, жить повседневной жизнью, но заполнить экзистенциальную пустоту можно только через древнегреческий катарсис.
Текст: Мария Скробова
Фото: Сергей Покровский