Польская компания Jujubee S.A. анонсировала компьютерную игру о гибели российской атомной подводной лодки «Курск». Ролик успел вызвать острые дискуссии в российском и польском сегментах интернета.
Тизер польской компьютерной игры «KURSK» вызвал ожесточённые споры во всемирной сети.
«Новая компьютерная игра «Курск» соединит в себе элементы приключения и ужаса. На ее создание польскую студию Jujubee в Катовицах вдохновила трагедия 15-летней давности. В сети уже появился ролик проекта, в котором показан красочный взрыв и тонущая субмарина«, — пишет польская газету Wyborcza, — «Судя по комментариям в интернете, рекламное видео возмутило российских пользователей сети. Один из них прямо пишет, что авторы проекта лишились разума, и предлагает россиянам создать игру «Катынь. Убей польского офицера». Другой объясняет, что с тем же успехом можно было создать игру по мотивам терактов 11 сентября 2001 года в Центре всемирной торговли«. Ряд польских читателей также сочли эту идею невероятно глупой и задаются вопросом, как бы отреагировало польское общество на игру, посвященную авиакатастрофе под смоленском, в котором погибло все политическое и военное руководство страны?
Польша уже не первый век известна весьма антироссийскими настроениями, связанными с долгой и сложной историей российско-польских взаимоотношений. При этом современная польская элита во многом выстраивает свою политику на постоянном акцентировании исторических обид в адрес России и поддержке большинства антироссийских инициатив на внешнеполитической арене. Также на днях в Польше завершились президентские выборы, на которых победил Анджей Дуда от право-консервативной партии «Право и справедливость», соратник и единомышленник братьев Качиньских. Он известен своими радикальными заявлениями о необходимости вступления Польши в войну на Донбассе на стороне Украины, а также о том, что гибель самолёта Леха Качиньского в Смоленске была акцией российских спецслужб.
Тем не менее, есть основания полагать, что возмущение наших соотечественников может быть преждевременным. Дело в том, что в настоящее время растущей популярностью пользуются компьютерные игры, предлагающие пользователям не развлечение в традиционном смысле, а глубокий и эмоционально сложный, часто болезненный опыт, позволяющий лучше понять мир и себя за счёт раскрытия новых, порой страшных сторон бытия. Порой они не предполагают выживание главного героя либо «хэппи-энда» в широком смысле.
В качестве яркого примера таких игр можно привести нашумевшую в прошлом году игру, также польского производства «This War of Mine» («Моя война»). В ней игроку предстоит руководить небольшой группой гражданских жителей, пытающихся выжить посреди локального конфликта с сопутствующей анархией и бедствиями. Почти любое действие игрока может привести к трагической гибели или ранению персонажей. Также игроку постоянно приходится принимать этически тяжёлые решения, выбирая между гуманным поведением и выживанием. Даже при наличии огнестрельного оружия, попытки противостояния игрока с вооружёнными боевиками и бандитами почти всегда обречены на поражение — игру невозможно пройти в привычном многим режиме «шутера». Сохранения посреди игры не предусмотрены — каждое решение является окончательным.
Польские производители компьютерных игр в целом уже не первый год демонстрируют не столько патриотический пафос, как, к примеру, американские создатели игр про доблестных G.I., превозмогающие бесчисленных врагов во имя демократии и штруделя, сколько способность создавать сложные, глубокие и этические сложные сюжеты — начиная со знаменитой во всём мире серии игры про ведьмака Геральта по книгам писателя Анджея Сапковского (к слову, являющегося большим русофилом).
В силу этого, возможно, будущая игра будет представлять собой не русофобскую агитку, как опасаются многие пользователи рунета, а попытку показать во всей полноте трагедию экипажа гибнущей подводной лодки, до последнего ведущего обречённую борьбу за жизнь. О том же говорит и официальный дисклеймер, приложенный к видеоролику:
«We would like to clarify a few things about our upcoming game «KURSK», because we see that there are some concerns. We are fully aware that this tragedy was a very painful topic for the Russian society and we can assure you that the game will be made with all the respect. There are many movies and books about current, very often painful events and we feel that games are now also a form of art and that the time has come for our industry to talk about serious and real topics. «KURSK» will be a game for the mature audience that can appreciate a deep storyline and our main goal is to do it right, without offending anyone. We hope that the final game will put all concerns to rest and that players will realize how much bravery it takes to live and work on a submarine»
«Мы хотели бы прояснить некоторые вещи касательно нашей будущей игры «КУРСК», поскольку видим наличие некоторых опасений. Мы полностью отдаём себе отчёт в том, что эта трагедия стала очень болезненной темой для российского общества и обещаем, что эта игра будет сделана со всем уважением. Существует много фильмов и книг про современные, очень часто болезненные события, и мы считаем, что игры в наше время также являются формой искусства и пришло время для разговора игровой индустрии о серьёзных и настоящих темах. «КУРСК» будет игрой для взрослой аудитории, которая сможет воспринять глубокий сюжет, и нашей главной целью является сделать это правильно, не оскорбляя никого. Мы надеемся, что выход игры положит конец всем опасениям, и игроки смогут осознать, сколько мужества нужно для жизни и службы на подводной лодке.»