Сегодня в России отмечается День Военно-воздушных сил. С 1 августа указом президента этот вид войск переименован в Войска воздушно-космической обороны. Однако смена названия не меняет сути профессии военного лётчика – мечты любого мальчишки.
История Смоленска напрямую связана с историей отечественной военной авиации – это и один из старейших в стране авиазаводов, и аэроклуб «Полёт», давший путёвку в жизнь многим асам, и Вяземский учебный центр со всемирно знаменитой пилотажной группой «Русь». Долгое время на территории области базировались различные прославленные авиационные соединения. К сожалению, после череды реформ в армии многие из них прекратили своё существование.
В Смоленске до начала 90-х находился и штаб 46-й Воздушной армии, ставшей основой стратегической авиации Советского Союза и являвшейся самым крупным в мире соединением дальних бомбардировщиков и ракетоносцев. В память об этом на улице Багратиона установлен самолёт-памятник Ту-16, прилетевший в Смоленск своим ходом в 1983 году. Ещё одним поводом для установки монумента стало то, что в 1941 году в нашем городе был создан первый в СССР дальнебомбардировочный авиационный полк. Этому легендарному соединению и его командиру Александру Голованову посвящён наш сегодняшний материал.
Александр Евгеньевич Голованов был шеф-пилотом эскадрильи особого назначения, обслуживающей высших лиц СССР. В 1938 году советские газеты написали о нём, как о первом летчике-миллионере, то есть налетавшем миллион километров. А многие даже называли его «личным пилотом товарища Сталина».
В 1940 году он лично написал письмо Сталину, в котором предложил создать специализированное авиационное соединение, сформированное из лучших лётчиков страны, знакомых с методикой полётов по приборам на дальние расстояния. Основной задачей этого полка должно было стать нанесение бомбовых ударов по глубокому тылу противника, расположенному на расстоянии нескольких тысяч километров от аэродрома базирования.
Голованова ошеломила оперативность, с которой вождь отреагировал на письмо, и уже на следующий день его вызывали в Кремль. Там он получил одобрение своей идеи.
В феврале 1941 года на аэродроме «Смоленск-Севрный» был создан 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиационный полк, а Александр Евгеньевич Голованов был назначен его командиром.
Перед Головановым была поставлена задача: добиться, чтобы его экипажи были способны днем и ночью, при любой погоде, наносить бомбовые удары по глубокому тылу противника. Особое внимание уделялось занятиям по радионавигации и связи — дальняя авиация должна была уметь летать в самых трудных условиях и при этом выполнять свои задачи.
Полк часто подвергали испытаниям учебными тревогами — по два-три раза в неделю. Экипажи получали боевые задачи и с подвешенными бомбами совершали вылеты.
22 июня 1941 года 212-й полк получил приказ — нанести удары по объектам в глубоком тылу противника. Летчики совершали один вылет за другим, причём без прикрытия. Несколько экипажей погибли — к 28 июня из 72 самолетов осталось только 14, способных выполнять боевые задания. Остальные были сбиты или требовали ремонта. Но летчики, выполняя свои задачи по дальней бомбардировке, при этом умудрились сбить 18 «Мессершмиттов».
В скором времени полк был переброшен в тыл для переукомплектования, а Александра Голованова назначили командующим Авиацией дальнего действия Советского Союза. В его карьере было ещё много героических страниц, но именно в Смоленске он вписал своё имя в историю отечественных ВВС как создатель стратегической авиации.
Сегодня один из российских стратегических ракетоносцев Ту-160 носит имя прославленного лётчика. Этот самолёт является участником практически всех современных Парадов Победы над Красной площадью.