Кирилл Солок
На этой неделе прошла всемирная акция «На работу на велосипеде». Вроде бы, даже несколько смоленских участников присоединились к ней (на самом деле, просто зарегистрировались на сайте, а ездили или нет – никто теперь не узнает). Признаюсь честно, в акции я участия не принимал, но свой вклад в популяризацию велосипеда и здорового образа жизни внесу, но другим способом. Сегодня расскажу об одном достаточно интересном велосипедном маршруте вокруг юго-восточной части Смоленска.
Во время планирования маршрута этого импровизированного путешествия я преследовал несколько целей. Во-первых, очень не хотелось ехать по шоссейным дорогам, во-вторых, хотелось, чтобы окружающий вид был максимально живописен, в-третьих, рельеф должен был быть достаточно ровным, потому что долго ехать в горку я не люблю, и, наконец, в-четвёртых, я искал именно кольцевой маршрут, чтобы два раза через одно и то же место не проезжать.
Полчаса работы с Яндекс.Картами и желаемый маршрут был построен:
Если, вкратце, то путь следующий: центр города — лесопитомник на Киселёвке – микрорайон «Соловьиная роща» — дачный посёлок РТС – село Богородицкое – село Высокое – озеро ТЭЦ-2 – Шейновка – центр города. Итого: 36 км – 36 фотографий. Поехали!
1. Начнём с лесопитомника, от которого по факту сейчас осталось одно название. Большая часть его территории отдана под застройку – зоопарком с одной стороны, микрорайоном «Соловьиная роща» с другой. А обмелевшее озеро выглядит поистине апокалиптично.
2. Выезжая из питомника по дамбе озера, мы попадаем на улицу генерала Трошева, о чём говорит вот этот мемориальный камень. Лично я его увидел впервые. Никогда не обращал внимания.
3. На окраине «Соловьиной рощи» причудливым образом новостройки соседствуют с изрядно обветшалыми садовыми домиками и современными коттеджами.
4. Без навигатора мне было чрезвычайно сложно найти нужную дорожку среди целой паутины дачных улиц, берущих своё начало здесь. Поэтому, лучше я размещу скрин карт с нужным маршрутом.
5. Дачные дорожки – это всегда какая-то особенная романтика и особенное испытание для собственной пятой точки.
6. Значимость или «магистральность», если хотите, каждой дорожки определяется степенью её покрытия травой.
7. В нашем случае придерживаться магистрального направления необходимо потому, что только на одной из них есть вот такая вот переправа через ручей. В противном случае, вы потерпите фиаско.
8. Дачные участки заканчиваются, и мы вырываемся на просторы полей. Вдали виднеются теплицы Козинского комбината.
9. После небольшого подъёма, уже по асфальтированной дороге мы попадаем в село Богородицкое.
10. Часовня в Богородицком, наверное, основная достопримечательность.
11. Улицы и дворы в Богородицком выглядят аккуратными и чистыми.
12. На выезде из села проезжаем Козинский тепличный комбинат, который не перестаёт нас радовать своими огурцами уже на протяжении многих лет.
13. На выезде из Богородицкого дорога опять становится грунтовой. Движение здесь малоинтенсивное, но каждый проезжающий автомобиль несёт за собой настоящую пыльную бурю. Через некоторое время на пути у нас появляется переезд через железнодорожную ветку, идущую на ТЭЦ-2 и промышленные предприятия Киселёвки.
14. По бокам дороги то и дело появляются пруды и болота.
15. В небе парит то ли ястреб, то ли сокол. Точно не знаю.
16. Железная дорога уходит вдаль (на ТЭЦ-2).
17. На первый взгляд может показаться, что поезда по этой ветке не ходят, но это не так. Переезд здесь нерегулируемый, так что будьте внимательны!
18. А сбоку на недавно вспаханных полях абсолютно комфортно рядом себя чувствуют и галки, и чайки.
19. Окружающий пейзаж взывает невольные ассоциации с заставкой операционной системы Windows.
20. И вот мы снова в лоне цивилизации. Пересекаем смоленскую окружную дорогу.
21. Спуск и небольшой подъём перед селом Высокое.
22. Сегодня у многих смолян Высокое ассоциируется, прежде всего, с одноименном клубом-отелем, расположенным здесь. Но у нас сегодня программа другая.
23. Немногие знают, что Высокое расположено на берегу Днепра, с которого открывается прекрасный вид на окрестные пейзажи и железнодорожный мост.
24. И снова поезд, только теперь уже следующий с брянского направления в сторону Сортировки.
25. Живописный Днепр – пожалуй, лучшее место для пикника на данном маршруте. Если вы воспользуетесь этим советом, то убедительно прошу всё-таки убирать за собой. Эти красивые места загажены смолянами катастрофически.
26. После пикника возвращаемся на окружную дорогу и проезжаем полкилометра в сторону Старой Смоленской дороги. Перед мостом через Днепр и Сокольей горой сворачиваем налево, к озеру ТЭЦ-2.
27. Переменчивый рельеф и извилистая дорога вдобавок к прекрасным видам оставляют самые приятные впечатления.
28. Череда подъёмов и спусков и на горизонте появляется ТЭЦ-2 и озеро.
29. Дорогу вдоль озера окружают яблони и другие садовые деревья. Здесь в зарослях мне встретилась куропатка, но сфотографировать её я не успел.
30. Трудно сказать, были ли эти садовые деревья высажены после создания искусственного озера ТЭЦ-2 или это остатки садов, находившихся здесь когда-то.
31. И вот мы у большой воды. Естественно, купание в этом техническом озере запрещено.
32. После озера одна дорога уходит вверх, в сторону улицы Индустриальной, а вторая идёт фактически вдоль Днепра в сторону Шеиновки. Вот по ней мы отправимся дальше.
33. По пути то и дело появляются вот такие артефакты. Как говорится, «где живём, там и гадим».
34. Старый подвесной мост, по которому когда-то проходил водопровод на противоположенный берег Днепра, а сегодня – излюбленное место джамперов.
35. Продолжая движение по улице Шеина, мы попадаем в город, на улицу Соболева. Здесь встаёт резонный вопрос, по какому пути лучше подниматься вверх из днепровской низины. Так как улицы Верхний Волок и Большая Советская сильно загазованы, то я рекомендую тихую и спокойную улицу Ногина, начинающуюся практически от днепровской набережной и выходящую на задний двор СмолГУ.
36. Каких-то 10 минут и мы в самом сердце города. Наше путешествие окончено.
От 3 до 5 часов в зависимости от формата езды и количества остановок, и вы получаете массу впечатлений с пользой для здоровья и без нагрузки на свой кошелёк, фактически не выезжая из города. Попробуйте – вам понравится. В ближайшее время ждите новых фотоотчётов с велопрогулок.