Как смонтировать аттракцион, создать прототип орка из «Властелина колец» и рисовать эротику в эпоху цензуры

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения главного революционера отечественного кино – Сергея Эйзенштейна.

22 января 1898 года родился Сергей Эйзенштейн – один из главных режиссеров и теоретиков мирового кино, сценарист, заслуженный деятель искусства. Он появился на свет в Риге в состоятельной семье городского архитектора. Будущий режиссер поступал в Институт гражданских инженеров. Однако революция и Мировая война не позволили ему закончить обучение. Окончив службу в Красной армии, Эйзенштейн становится учеником Мейерхольда в Государственных высших режиссерских мастерских, пробует себя в разных отраслях искусства: рисует, ставит спектакли. Но его призванием стал именно кинематограф.

Режиссер первым начал экспериментировать с изображением и монтажом. Эйзенштейну удалось совершить настоящую революцию в мире кино, его работы навсегда вошли в учебники по кинематографии. 

Сергей Михайлович умер 11 февраля 1948 года от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Но о гениальности Эйзенштейна слагались истории и после смерти. В кинематографе бытует такая легенда: патологоанатом, молодой врач, препарируя мозг покойного и не зная, кто он, прибежал, пораженный, спросить: «Кем он был? Какой профессии?». Ему ответили, что покойный был кинорежиссером. «Как досадно! — закричал доктор. — Он мог бы открыть теорию относительности! Новые законы материи!».

В биографии режиссера существует множество интересных фактов, которые стоят того, чтобы их рассмотрели подробнее.

Фильм №1 всех времен и народов

Самыми известными фильмами Эйзенштейна стали «Бежин луг», «Александр Невский», «Иван Грозный». Но оглушительный успех принес ему именно «Броненосец Потемкин» (1925).

По подсчетам статистиков, «Броненосец Потемкин» имеет максимальное количество призов, дипломов, наград и стойко возглавляет рейтинг в международных опросах, обладая титулом «Фильма № 1 всех времен и народов». За все время существования кинематографа создано всего несколько кадров, узнаваемых во всем мире. Эйзенштейну принадлежит один из них. Бесконечная черная лестница, по ней скачет детская коляска с плачущим ребенком, совсем рядом пролетают пули и мечется толпа людей. Это кадр из сцены расстрела карателями мирной толпы в Одессе 1905 года из фильма «Броненосец Потемкин».

 

Именно благодаря монтажу ему удалось создать знаменитую лестницу, монтажом же он оживил каменного льва, а флаг на черно-белой пленке вручную раскрасил в красный цвет. Кадр снова и снова возникал в десятках картин, снятых в разное время и в совершенно разных странах («Возвращение «Броненосца» Геннадия Полоки (1996), «Гудбай, Ленин» Вольфганга Беккера (2003) «Kebab Connection» Анно Зауля (2005), «Голый пистолет 33 1/3» Питера Сигала (1993, США), «Неприкасаемые» Брайана де Пальмы (1987), «Бразилия» Терри Гиллиама (1985), «Фантоцци Второй Трагический» (1976) Паоло Вилладжио, «Дежа Вю» (1989) Юлиуша Махульского и многие другие).

 

«Монтаж аттракционов»

Работая в театре Пролеткульта, Эйзенштейн придумал новый творческий метод — «Монтаж аттракционов». Аттракцион по Эйзенштейну — это не развлечение, а буквальный перевод слова attraction. Это «всякий агрессивный момент театра, т. е. всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего». Именно этим и занимался режиссер всю жизнь: пытался вызвать эмоциональное потрясение у ценителей театра и кино.

Орки-тевтонцы

Кто только не использовал кадры ледового побоища из снятого Эйзенштейном «Александра Невского». Но самое странное заимствование совершил режиссер Ральф Бакши, создавший анимационный фильм «Властелин колец». Он использовал в технологии ротоскопии фигуры тевтонцев из «Александра Невского», поверх них были нарисованы орки.

 

Эротические рисунки (18+)

Во время съемок «Ивана Грозного» Эйзенштейн рисовал эротические изображения. Картинки были наглядным творческим пособием для всей съемочной группы. С их помощью режиссер доходчиво объяснял актерам, как надо сыграть своего героя, выразить его внутреннее «я». Современники вспоминали, что Эйзенштейн неоднократно шутливо замечал, что для полноты картины в «Иване Грозном» не хватает его зарисовок. Но в условиях цензуры сделать этого ему, конечно же, никто бы не позволил.

В 2002 году на лондонском аукционе «Sotheby’s» три эротических наброска Сергея Эйзенштейна ушли с молотка за 7500 фунтов стерлингов. 

Дудл от Google в честь 120-летия

В честь праздника корпорация Google создала дудл, он появился на главной странице сегодня утром. Художник  Педро Вергани хотел напомнить о эпохе черно-белого кино, поэтому сделал дудл монохромным.

 

Автор дудла рассказал, что на создание логотипа его вдохновил снимок, на котором режиссер кропотливо просматривает отснятый материал.