Кирилл Солок
Сегодняшний маршрут будет наиболее культурно-познавательным и экскурсионным. На этот раз я решил отправиться на запад, в сторону Красного бора и Гнёздова. Общая протяженность этой поездки составила примерно 50 км, и большая часть её проходила по грунтовым и лесным дорогам. Городской участок я проложил таким образом, чтобы максимально охватить ряд достопримечательностей, не сильно распиаренных в СМИ и туристической литературе.
Подробную карту маршрута смотрите здесь.
Начнём мы с улицы имени авиаполка Нормандия-Неман, где на месте бывшего концлагеря № 126 расположен мемориал. В годы оккупации здесь умерло мучительной смертью более 45000 человек, это в несколько раз больше, чем в Катыни, при этом сам мемориал оформлен намного скромнее, траурных мероприятий здесь не проводится, а местные жители в основном воспринимают эту братскую могилу, как сквер для прогулок.
Далее направляемся на пересечение улицы Нахимова и Багратиона. Здесь, в сквере расположен самолёт-памятник — дальний бомбардировщик Ту-16, прилетевший своим ходом в Смоленск в 1983 году. Установлен он в память о том, что в 1940 году в Смоленске был сформирован первый дальнебомбардировочный полк, пилоты которого в конце июня 1941 года первыми нанесли бомбовые удары по тылам фашистов, чем сильно деморализовали немцев. Ещё одна причина установки здесь памятника – это то, что в послевоенные годы в нашем городе был сформирован штаб 46-й воздушной армии, просуществовавшей до 90-х годов. Это было самое крупное в мировой истории соединение стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев.
Далее по 1-му Краснофлотскому переулку начинаем спуск к Днепру. Эта дорога с достаточно спокойным движением автотранспорта кажется мне намного более привлекательной для поездки на велосипеде, нежели улица Дзержинского или Большая Советская.
Более того, спускаясь именно этим путем, мы имеем шанс увидеть церковь Михаила Архангела (другое название — Свирская). Построенная в 1197 году, она является одним из трёх храмов домонгольской эпохи, сохранившихся в Смоленске. Сооружение входило в архитектурный комплекс загородной княжеской резиденции. Свирская церковь – единственный дошедший до наших дней образец смоленской архитектурной школы.
После осмотра церкви попадаем на улицу Большую Краснофлотскую и движемся к мосту через Днепр, с которого видна набережная и открывается прекрасная панорама исторической части города.
Рядом с мостом расположена ещё одна малоприметная церковь, она построена в 1170 году и носит имя Иоанна Богослова. Это ещё одна представительница домонгольской архитектуры в Смоленске. Большая часть сооружения утрачена, а первый этаж засыпан грунтом. Из-за этого сегодня церковь смотрится не как полноценный храм, а как небольшая часовня.
Переехав через мост, попадаем на улицу Кашена. Здесь расположена церковь Петра и Павла. Считается, что она построена в 1150-е годы, однако большей частью это уже новодел, после целой череды масштабных реставраций аутентичных частей храма почти не осталось.
Так как мой путь лежал в сторону Красного бора, мне было необходимо с улицы Кашена попасть на Витебское шоссе. Объезд ЖД-вокзала через Пятницкий путепровод мне показался занятием долгим и утомительным, и своего железного коня я решил перевести через железнодорожные пути по пешеходному мосту в районе завода имени Калинина.
Далее необходимо было проехать несколько километров по шоссейной дороге через Серебрянку.
Несмотря на выходные дни, движение здесь достаточно плотное, что не делает поездку на велосипеде приятной.
У моста через речку Дубровенку сворачиваем налево, в сторону железнодорожного переезда.
Во время оккупации Смоленска в 1941-1943 годах местные леса стали крупнейшей базой фашистов в регионе. Здесь располагались склады, тренировочные базы, узлы связи и ставка группы армий «Центр». До сих пор в лесах можно найти свидетельства той страшной эпохи, такие, как это немецкое военное кладбище, расположенное в Нижней Дубровенке.
Минуем переезд, проезжаем дачный посёлок по схеме, указанной мной на Яндекс.Картах в начале этого поста, и попадаем на просторные луга, тянущиеся вдоль Днепра.
Спокойствие и умиротворенность – эти слова лучшего всего подходят к местным пейзажам.
Единственными, кто встречался мне на этом участке пути, были пасущиеся здесь коровы.
Просёлочная дорога идёт вдоль Днепра, поэтому, спустившись с крутого берега к воде, можно сделать вот такие живописные снимки.
Через пару километров пути попадаем в район остановки «2-я дачная» и Кривого озера. Говорят, что этот водоём – древнее русло Днепра. Форма озера подтверждает эту гипотезу.
В дачном посёлке сохранилась вот такая винтажная телефонная будка советских времён, каких в городе уже и не найдёшь.
Самое интерсное заключается в том, что будка действующая…
Выезжаем из посёлка и попадаем на остановку поезда «2-я дачная».
Здесь начинается лесной участок пути с интересными спусками и подъемами, отличными видами и прекрасным воздухом. Пропитанным хвойным запахом.
Через лес когда-то проходила железнодорожная ветка, соединявшая два магистральных пути. Сегодня от неё остались только шпалы. Многие утверждают, что она была построена немцами во время войны. На самом деле, это не так. Ветка довоенная и использовалась оккупантами лишь эпизодически во время строительства укрепрайона. После войны на ветке располагался отстойник пассажирских вагонов. Демонтирована она была в середине 90-х.
Рядом с веткой расположен бетонный куб, ошибочно называемый смолянами «бункером Гитлера». Это всего лишь остатки защищённого узла связи группы армий «Центр». Рядом с бункером расположены остатки подземного резервуара для мазута, а чуть выше – водоём прямоугольной формы, который был частью системы водопроводов, обслуживающих объекты ставки. Штабные здания ставки располагались на территории нынешнего санатория железнодорожников в пяти минутах ходьбы от этого бункера.
Далее мой маршрут шёл вдоль железнодорожных путей в строну Гнёздовских курганов.
Курганная группа, расположенная на месте, где в древние времена образовался Смоленск, находится в густом сосновом лесу, что добавляет ещё большей таинственности этому месту.
Кстати, считается, что Гитлер, выбравший этот лес для своей полевой ставки «Медвежья берлога», очень интересовался этими курганами и их сакральной силой, поэтому отправил сюда экспедицию печальной знаменитой службы «Ананербе».
Тишину этого сумрачного леса лишь изредка нарушают поезда, проходящие мимо.
На одном из курганов установлен памятный знак в честь того, что именно здесь во время раскопок был обнаружен сосуд с древнейшей русской надписью «Гороушна».
К сожалению, отдыхающие здесь люди не отдают себе отчёт в том, какую историческую ценность представляет из себя это место, и продолжают планомерно гадить на территории археологического комплекса. В связи с этим здесь размещены вот такие информационные баннеры.
По периметру курганной группы расположены камни-указатели.
Для дальнейшего движения в сторону посёлка Гнёздово необходимо было вновь вернуться на Витебское шоссе.
Далее поворот налево, и мы попадаем на станцию Гнёздово, где за переездом находится небольшой дачно-коттеджный посёлок. Именно здесь располагалась секретная ставка Гитлера, скрытая от посторонних глаз густым сосновым лесом.
Сегодня от секретного объекта остался лишь бункер, расположенный на частном дачном участке на улице Зелёный бор. По своим размерам он примерно в полтора раза больше того бункера, который я описывал выше. Всего же в районе Красного бора и Гнёздова сохранилось около десятка бетонных сооружений, построенных немцами во время оккупации.
На этом познавательно-экскурсионная часть этой велопрогулки заканчивается. Вернуться в Смоленск можно либо обратным маршрутом через Красный бор, либо по окружной дороге. Я выбрал второй вариант и выехал из посёлка с другой его стороны.
Через несколько сотен метров движения и на нашем пути появляется мост через Днепр.
Далее — знакомые по прошлым прогулкам пейзажи вдоль окружной дороги.
Спасибо за внимание! Через пару недель ждите новый маршрут.