Здравствуйте, дорогие любители прекрасного! Меня зовут Авраменко Андрей, и на зелёном сукне выходных я регулярно выкладываю для вас новое КиноКаре: четыре фильма разных мастей, но одинакового достоинства. Каждый может выбрать для себя картину по вкусу, не прогадав в главном – он обязательно посмотрит хорошее кино.
Никто не станет спорить, что все люди одинаковы. Однако стоит лишь чуть углубиться в эту тему, как начнут выясняться противоречивые подробности. То, что у одних народов возводится в ранг добродетели, у других может считаться неприемлемым поведением. То, что кажется логичным с точки зрения элементарных санитарных норм, может осуждаться сильной родовой традицией. Так – основной причиной распространения лихорадки Эбола в странах Центральной Африки является привычка целовать и обнимать покойника или омывать его тело в реке, из которой потом пьют воду.
Людей разнят технологии, общественные нормы, религиозные догмы, культурные традиции и даже язык. В книге «Игры Демиургов» Пётр Бормор остроумно шутит о том, что Вавилонскую башню не построили не потому, что Бог разделил народы по языкам, а потому, что люди просто не нашли «общего языка», т.е. не смогли договориться между собой. В фильме «Прибытие» авторы пытаются доказать, что постичь чужой народ можно через его язык, но мы-то с вами знаем, что одного лишь знания языка недостаточно. В недопонимание разных культур часто вмешиваются вопросы информационной наследственности. Например, в европейских городах XVI века было принято выливать нечистоты из окон на голову прохожим. Тогда же, для спасения дорогостоящих париков горожан, в моду вошли широкополые шляпы, которые по этикету предписывалось снимать перед дамами, дабы не впечатлять особ «слабого пола» видом и запахом помойных фекалий у вас на голове. Современный европеец, не зная всей исторической подноготной реверанса, делает это скорее инстинктивно, следуя давней традиции, в то время как жителю Поднебесной это покажется совершенным абсурдом. В Китае снять головной убор перед женщиной – это серьёзное оскорбление, а вот спросить о её возрасте, напротив, считается самым корректным вступлением в разговор.
На мой взгляд, кино прекрасно позволяет познакомиться с культурой, особенностями быта и жизненного уклада других стран. Кино расширяет границы. Оно не просто ставит нас на место другого человека или в центр каких-то событий, заставляя сопереживать героям – благодаря своей мощной аудио-визуальной составляющей кино ещё позволяет нам окунуться в чужую природу и климат, оказаться в незнакомых социальных и политических рамках, а иногда даже переместиться во времени.
Фильм без слов
(Бал / Le bal / 1983)
Кинофильм «Бал» – это пятьдесят лет французской истории, поведанной в танце. Актёры театра «Théâtre du Campagnol» одной лишь мимикой, жестами и пластикой под соответствующий музыкальный аккомпанемент рассказывают о победе Народного фронта, немецкой оккупации, студенческих волнениях 60-х. На сцене одного и того же танцевального зала постепенно происходит смена мод в одежде, музыке, поведении. Бесконечный танец, как река времени, течёт на фоне «вечных» героев: стареющего услужливого официанта и одинокой, застенчивой девушки в дальнем углу зала.
Опытному зрителю известно немало как фильмов-без-слов (например, недавнее «Испытание»), так и пластических театральных постановок (которыми сегодня особенно славится театр Вахтангова). Легендарный итальянский режиссёр Этторе Скола, переживший сердечный приступ прямо на съёмочной площадке, снял, возможно, первое в истории пластическое кино, стараясь всем доказать, что диалог между культурами возможен и без слов.
Семейная комедия
(Безумная свадьба / Qu’est-ce qu’on a fait au Bon Dieu? / 2014)
Вы страдаете от недопонимания в своей семье? Тогда представьте, какого живётся мсье Верней: трёх своих дочерей (чистокровных француженок) он, скрепя сердце, выдал замуж за еврея, араба и китайца. Несчастной мадам Верней на семейный ужин приходится готовить сразу три блюда: кошерную утку, халяльную утку и утку по-пекински. Ей не остаётся ничего другого, кроме как каждое воскресенье в церкви задаваться вопросом: «Чем мы так прогневали Бога?» Последняя надежда семьи Верней – младшая дочь Лор. Она нашла себе порядочного католика, вот только почему-то не спешит знакомить его с родителями…
Блестящая, уморительная французская комедия с Кристианом Клавье в главной роли отца семейства. Никакой пошлости, никаких расистских шуток – лишь тонкий, изысканный юмор. Фильм как нельзя лучше расскажет о том, что в кипящей лаве национальных, религиозных и семейных споров всегда можно найти компромиссы. Поэтому смело собирайте всех своих родных и близких перед телевизором и вместе наслаждайтесь просмотром.
Балканский кинематограф
(Ничья земля / Ničija zemlja / 2001)
Идёт боснийская война. В траншее на нейтральной территории оказываются заперты в ловушке трое раненых солдат: два боснийца и серб. Казалось бы, их объединяет общая история, общий язык, но для дружбы и мира этого оказывается мало – каждый хочет лишь поскорее разойтись по своим «национальным окопам», перед этим уничтожив другого. И пока трое солдат спорят о том, кто развязал эту войну, к окопу уже слетаются, словно стервятники, миротворцы ООН и европейские СМИ…
«Ничья земля» – это жестокая и терпкая драма режиссёра Даниса Тановича. В ней очень много ярких деталей, таких, например, как форма сербских и боснийских солдат; или всегда белоснежный броневик голубокасочников. Фильм получился настолько остро-кровоточащим, что многочисленные кинопремии, которые посыпались на него, как из рога изобилия, выглядят ни чем иным, как извинениями всего мирового сообщества за эскалацию конфликта на Балканах, ведь финал фильма – это аллегория на растерзанную Югославию, брошенную Европой умирать в одиночестве.
Иранский кинематограф
(Дети небес / Bacheha-Ye aseman / 1997)
Все мы привыкли жить в мире, где поношенную одежду выбрасывают, работают с двумя выходными и пьют чай с сахаром. В мире, где единственному ребёнку в семье выделяют отдельную комнату, в которой он мог бы целыми днями просиживать у компьютера. Но маленькому Али неведома такая роскошь. Вся его большая семья ютится с нищим скарбом в комнате на четырёх коврах. В его семье дети работают наравне со взрослыми. У Али нет собственного рабочего стола для учёбы, нет сменной обуви – пару грязных, затёртых до дыр кед он вынужден делить с младшей сестрой, ходя с ней в школу по очереди. Его единственный шанс получить новые кроссовки – это занять третье место на соревнованиях по бегу…
Критики сравнивают эту иранскую киноленту с классикой итальянского неореализма «Похитители велосипедов» Витторио Де Сика, приправленную мусульманскими догматами. Не мудрено: всё та же бедность, всё те же отец и сын, всё тот же велосипед, как единственное средство улучшить благосостояние семьи. Но есть и существенные отличия: «Дети небес» лишён чёрно-белого трагизма и гнетущего чувства безысходности, лишён итальянской несдержанности; его герои всегда строги к себе потому, что и Аллах строг, но справедлив.