Анастасия Голикова,
журналист
Примерно полгода назад мне в руки попало настоящее «сокровище» — подборка старых номеров одного известного мужского журнала, главное достоинство которого заключается не в фотосессиях обнаженных красоток, а в большом количестве интересных и остроумных текстов. Каждый номер «журнала с именем», как и положено глянцу, открывает колонка редактора, в одной из которых тот самый главный редактор печально сетует на граничащее с болезнью желание снимать на камеру все и везде. Мол, зачем платить огромные деньги за билет на концерт Muse, если во время выступления артистов смотреть не на сцену, а на экран снимающего все происходящее смартфона? «Сегодня мы все – японские туристы, путешествующие по своей жизни», — делает вывод он, вспоминая старый и уже довольно бородатый анекдот про жителей Страны восходящего солнца, которые не могут сказать, удался или нет их собственный отпуск до тех пор, пока не пересмотрят фото и видео из поездки.
Тот номер был датирован июлем 2011 года, но за прошедшие четыре года, увы, мало что изменилось. Разве что тревожные симптомы у падких на фотографирование смолян усилились. Теперь практически каждый второй пост новостной ленты любой из популярных соцсетей – это подправленные инстаграммным фильтром фото и «себяшки» во всех возможных отражающих поверхностях. Смоляне стремятся задокументировать все: от похода в магазин до приготовленного завтрака, от распустившегося на балконе цветка до самой обычной, ничем не примечательной вечерней прогулки. А коли уж доведется прорваться на громкое мероприятие или встретить знаменитость любого уровня и масштаба – все, без селфи точно не обойтись (слава фронтальным камерам и специальным палкам для «себяшек»!) Отдельные личности не могут даже съесть пирожное без того, чтобы предварительно не заснять лакомство на камеру; в таком свете хештег из серии #мирдолжензнатьчтояем представляется мне настоящим диагнозом.
Пожалуй, для меня подобная фотомания дика сразу по нескольким причинам. Первая – отработав журналистом пять лет, испытываешь непреодолимое желание быть на мероприятии, а не присутствовать на нем, наслаждаясь выступлением артиста вместо того, чтобы раз за разом прокручивать в голове заранее приготовленные вопросы или без устали щелкать затвором фотокамеры. Поверьте, за неделю отпуска я делаю от силы три десятка кадров, в то время как инстаграмм отдельных горожан всего за сутки пополняется свежими фотографиями со скоростью пулеметной очереди.
Причина номер два никакого отношения к моей профдеятельности не имеет. Просто я еще слишком живо помню, насколько ценной в пору моего детства была фотопленка. «Моточек» длиной в три десятка кадров покупался не просто так, а по случаю (например, на день рождения или новый год) и тратился с умом и очень бережно. В моем доме одну такую пленку могли растянуть на несколько месяцев, зато в кадре всегда оказывалось лишь самое важное и нужное, до сих пор пробуждающее массу эмоций и воспоминаний. А интернет – он ведь безразмерный и стерпит что угодно, да и с цифровыми камерами экономить кадры уже не нужно . А вот вспомнят ли сегодняшние фотозвезды, в честь какого события сфотографировали себя в зеркале стоящего в прихожей трюмо и по какому случаю был подан детально запечатленный на всех этапах приготовления салат – большой вопрос.
И, наконец, причина номер три – а смысл? Лично я ничего не имею против фотоотчета из отпуска, со свадьбы или дня рождения, и часто сама прошу друзей поделиться интересными кадрами. Но для чего выкладывать на всеобщее обозрение фото своего нового маникюра, связанного пусть даже и своими руками шарфа или беспощадно зернящее от недостатка света фото градусника, ртутный столбик которого замер на отметке в 37 градусов? Ухоженным пальчикам место в портфолио мастера по маникюру, обнаженным торсам и затянутым в спортивное трико ножкам – на сайте фитнес-клубов (хотя некоторые кадры я б разместила на куда более подходящих им сайтах для взрослых). А пресловутый градусник или возвышающаяся на столе гора таблеток вызывают лишь один вопрос: ты так одинок и несчастен, что твой единственный шанс получить порцию заботы и сочувствия – объявить о своей болезни в соцсетях? Хорошие друзья и так узнают, когда вам нездоровится и какие игрушки вы покупаете своему ребенку; всем остальным – не засоряйте ленту! Недаром ведь героями анекдотов и юмористических номеров так часто становятся люди, назойливо стремящиеся сунуть под нос всем, даже практически незнакомым людям фотографии своих деток и домашних животных. Такое поведение к лицу лишь знаменитым артистам, каждую фотографию которых с удовольствием рассматривают сотни тысяч людей по всему миру. Для них это – возможность стать немного ближе к звездам, будучи в курсе всего, что делает любимый артист. Но для чего мне знать, чем завтракает моя бывшая однокурсница, видеть «очередное селфи в лифте» от коллеги или быть в курсе того, что у пинчера знакомой сегодня вновь минорное настроение? Вы правда думаете, что это всем интересно?
И напоследок вновь обращусь к колонке бессменного лидера упомянутого в самом начале журнала: «Лучшие воспоминания – это те, которые хранятся только в нашей памяти». И главная их ценность – они не бросаются в глаза окружающим.