Участие в акции «Ночь музеев-2016» в этом году примет и не так давно открывшийся в нашем городе музей истории полиции. 21 мая, с 18.00 до 24-00 посетителей ожидает множество сюрпризов. Это и ожившие манекены различных эпох, с которыми можно будет сфотографироваться, и даже эксперт-криминалист, который покажет, как снимаются отпечатки пальцев. Мы же в канун масштабной культурной акции решили рассказать, почему с этой экспозицией должен познакомиться каждый.
Собрание экспонатов музея, без преувеличения, можно назвать рукотворной летописью профессии служителя порядка. В девяти залах, расположенных на двух этажах здания по улице Гагарина, можно увидеть множество неизвестных страниц нашей истории – истории людей и деяний, оставшихся в тени великих событий прошлого.
Среди множества предметов, свидетельствующих о зарождении органов правопорядка в нашей стране в XVI – XVII веках, есть знаменитая «медаль за пьянство», учреждённая Петром I для особо пристрастных к спиртному подданных. Отлитая из чистого чугуна, эта «награда» одновременно служила и очень действенным средством наказания. При весе 6,8 килограмм (без цепей) она присуждалась на срок не менее недели и могла надолго отвадить своего обладателя от пагубной привычки. В Музее истории смоленской полиции хранится одна из немногих точных копий этого необычного мужского «украшения».
Первая половина XIX столетия стала временем расцвета профессии следователя, все «прелести» которой в своё время живописно передал писатель Борис Акунин. А вот в Музее истории смоленской полиции был воссоздан целый кабинет сотрудника уголовного розыска XIX века, в который вошло множество редких экспонатов, ставших реальными атрибутами своего времени. Так, в экспозиции представлено оригинальное кресло XIX века, стол из той же эпохи и даже телефон – один из первых в России и в Смоленской области.
Одним из обязательных орудий милиционера, помимо острой шашки, пистолета и жезла, во все времена был милицейский свисток. По словам директора музея Павла Зубачёва, и по сей день каждому сотруднику МВД выдаётся это миниатюрное средство оповещения, а за его утерю даже полагается серьёзное взыскание. Среди экспонатов музея есть множество милицейских свистков из самых разных эпох, в том числе и раритетных образцов, чудом сохранившихся до наших времён.
Интересна и история спецбраслетов. Считается, что первые наручники появились после того, как было изобретено железо, однако еще задолго до этого их функцию выполняли деревянные колодки, которые даже после появления железных наручников и кандалов никуда не исчезли и применялись, например, в России вплоть до 1827 года. Первая массовая партия железных наручников, отдаленно напоминающих современные, была выпущена в начале XVI века, и вплоть до XIX века они представляли собой железные оковы, в которые человека в прямом смысле заковывали — отсюда выражение «заковать в браслеты».
В зале, посвящённом подвигам сотрудников полиции во времена Великой Отечественной войны, есть важный и особенно выразительный элемент экспозиции, рисующий облик послевоенного Смоленска. Под старым каркасом знаменитых часов, много лет украшающих перекрёсток улиц Ленина и Большой Советской, стоит улыбающийся милиционер. С ним у смоленских сотрудников правоохранительных органов связана добрая легенда: словно точно такой же милиционер стоял на этом месте в далёком 1943-м году и мог поздороваться по имени едва ли не с каждым прохожим. Смоляне, назначавшие свидания под часами, передавали ему сокровенные записки и сообщения, поверяли ему свои радости и несчастья. За 12 лет службы простой уличный постовой узнал о судьбах целых семей, помог многим людям найти свою вторую половинку – и теперь память о нём тоже живёт в стенах Музея истории смоленской полиции, как ещё одна светлая страница летописи нашего города.
Это лишь часть экспонатов, которые можно увидеть в современном Музее истории смоленской полиции. Познакомиться с этой уникальной выставкой целиком можно будет в ближайшую музейную ночь — 21 мая с 18.00 до 24.00, либо с понедельника по пятницу, заранее заказав экскурсию по телефонам: 38-18-35 и 38-91-02.
Автор: Мария Киселева