Первый Смоленский
Редакционный блог
Споры о судьбе ретро-трамвая в последние недели вновь обрели актуальность. В первую очередь, это связано с тем, что на сайте городской администрации был размещён опрос о необходимости покупки подержанного вагона в Республике Беларусь. В то же время чиновники администрации города однозначно высказались о том, что такая «игрушка» стоимостью в 1 миллион рублей городу не нужна.
Вагон РВЗ-6М2, предлагаемый белорусской стороной для поставки в Смоленск
В опросе на сайте городской администрации, предлагается выбрать один из вариантов:
• привезти, отремонтировать и запустить на маршрут витебский трамвай;
• организовать трансляцию мини-экскурсий по городу при движении одного из современных Смоленских трамваев (отказавшись от приобретения витебского трамвая);
• предложить свой вариант.
Редакция «Первого смоленского» решила выяснить, какие варианты использования ретро-трамвая ещё можно предложить, изучив опыт других городов.
Музеи электротранспорта с действующими экспонатами
В России подобные музеи имеются только в достаточно крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Все музеи являются государственными и созданы при трамвайных парках. Любой посетитель может ознакомиться с трамваями и троллейбусами разных исторических периодов. Большая часть техники, как правило, находится в исправном техническом состоянии, и за дополнительную плату любой желающий может совершить короткую поездку на трамвае с экскурсоводом.
Маршруты таких экскурсий чаще всего проходят либо по территории депо, которые обычно в разы больше смоленского трамвайного парка, либо по близлежащим улицам – ресурс антикварной техники не бесконечен. Сами же экскурсии по большей части, посвящены истории развития электрического транспорта в городе, а не истории самого города, как это предлагается делать в Смоленске.
Традиционный ежегодный парад музейных ретро-трамваев в Москве
Таким образом, идея, предлагаемая смолянам, когда ретро-трамвай курсирует в качестве экскурсионного по протяженному городскому маршруту, а пассажирам рассказывают об истории города, является нашим местным изобретением, и подобных решений в других городах нам пока найти не удалось. Если читатели нам в этом помогут и расскажут про такой опыт в России – будем признательны.
И всё-таки экскурсионные трамваи — рельсовые аналоги туристических автобусов, существуют, только это совсем не ретро-вагоны. Например, в Нижнем Новгороде. Там для этих целей используется относительно современный трамвай.
Нижегородский экскурсионный трамвай
Также в летнее время на улице Рождественской можно встретить и реплику первого нижегородского трамвая «Эрликона». Это именно реплика — вновь воссозданный вагон, а не отреставрированный музейный экспонат.
Реплика трамвая «Эрликон»
В Смоленске тоже предпринимались попытки создать некое подобие экскурсионного трамвая, когда в нескольких вагонах автоматический голос объявлял не только названия остановок, но и некоторые исторические факты из жизни города. По имеющийся у нас информации, сразу после этого областной департамент по культуре и туризму засыпали жалобами с просьбами убрать эти экскурсии, раздражающие пассажиров. Идея так и не прижилась. Кроме того, после ликвидации в начале 2000-х линии на Большой Советской и Никольского кольца в Смоленске не осталось трамвайных путей, проходящих по историческому центру.
Рестораны на колесах
Трамваи-рестораны популярны во многих странах. Есть подобный опыт и в России. Вагон с сервированными столиками ходит по Нижнему Новгороду, в Москве эксплуатируется специализированный вагон-трактир «Аннушка». Оба вагона (московский и нижегородский) переделаны из современных моделей трамваев.
Московский трамвай-трактир «Аннушка»
Подобная идея вполне могла бы прижиться и в Смоленске, если бы не ужасное состояние рельсового полотна. Интересно было бы посмотреть, как официант смог бы не пролить напитки или, например, не обернуть тарелку с супом, если бы трамвай в тот момент ехал по Пятницкому путепроводу…
Памятники и общедоступные экспозиции на открытом воздухе
Ретро-трамваи в качестве памятников, находящиеся на вечном приколе, достаточно популярны в России. Например, в Казани 2 старых трамвая и один вагон конки разместились на аллее Славы. Доступ к ним свободный и открыт круглосуточно.
Ретро-трамвай на алле Славы в Казани
Для реализации этой идеи в Смоленске даже не потребуется покупать новый вагон у витебских коллег. Один вагон РВЗ-6 непригодный для эксплуатации до сих пор сохранился в трамвайном парке. Единственное, что пугает, это смоленские вандалы, которые наверняка не обойдут стороной вагон-памятник, если идея будет реализована.
Праздничный трамвай
Ещё одним городом, опыт которого можно рассмотреть, является… Смоленск. Да-да, вы не ослышались. Читатели постарше помнят, как в 80-е годы по праздникам на улицах Смоленска можно было увидеть ярко раскрашенный трамвай, на котором возили то оркестр, играющий праздничные марши, то скоморохов и арлекинов, поздравляющих горожан с праздниками. Вроде бы иногда на этом вагоне марки РВЗ-6 даже катали школьников. Свой век праздничный трамвай закончил на задворках парка уже в середине 90-х. Больше к этой идее не возвращались.
Праздничный трамвай на улице 25 Сентября. 80-е годы
И в заключение хочется сказать, что вариантов использования ретро-трамвая более чем достаточно. Однако пока ни городские власти, ни сами жители не понимают, как будет этот трамвай использоваться, решить, нужен он Смоленску или нет, невозможно.