Партизанскими тропами «Смоленского Поозерья»

Для многих смолян национальный парк «Смоленское Поозерье» – это место для отдыха на природе и активного времяпрепровождения среди нетронутых красот. Отныне у посетителей парка появится возможность ещё больше углубиться в здешние леса, в которых в годы войны жили смоленские партизаны. Корреспонденту «Первого Смоленского» посчастливилось одному из первых увидеть новый туристический маршрут, полный легенд и непередаваемой атмосферы далёких времён.

masha

Мария Киселева, корреспондент «Первого Смоленского»

Как часто в погоне за новыми впечатлениями и редкими, восхитительными видами мы уезжаем за тысячи километров от дома, мечтая там и только там узреть всю красоту этого мира. Мало кто из нас ищет прекрасное рядом, так как мало кто верит, что рождение чего-то по-настоящему красивого и редкого возможно здесь, в местах, вблизи которых прошла четверть твоей жизни и о которых ты, казалось бы, узнал всё ещё в школьные годы…

Совсем недавно мне повезло попасть в пресс-тур, организованный туристско-информационным центром «Смоленский терем». Пересекая границу национального парка «Смоленское Поозерье» в компании других журналистов, я знала, что еду в один из живописнейших уголков нашей области. Но не представляла, как много нового предстояло мне узнать об этих заповедных местах…

Пионеры

Знакомство с Поозерьем началось для членов нашего небольшого экипажа в посёлке Пржевальское, где на улице Гуревича расположился «центральный штаб» национального парка. Хотя на штаб здание, в котором мы оказались, походило меньше всего – скорее, на большой живой уголок, музей местной флоры и фауны.

1-пионеры

Пока мы согреваемся горячим чаем и с интересом рассматриваем экспонаты живого музея, замдиректора парка по экологическому просвещению Венера Ахтамовна Астахова вводит нас в курс сегодняшнего путешествия:

– Тестовый тур, по которому мы с вами сегодня пройдём, входит в новый военно-исторический маршрут «Вдоль линии фронта». Его общая протяжённость – 40 километров, время прохождения всех основных объектов – трое суток с двумя ночёвками на специально организованных турстоянках. Цель создания такого маршрута – рассказать о событиях, происходивших на территории Смоленского Поозерья в годы Великой Отечественной войны, и о тех условиях, в которых наши соотечественники боролись с врагом.

2-пионеры

Краткий инструктаж по технике безопасности в лесной полосе, и мы готовы к отправлению. Два фирменных уазика уже ждут нас у ворот «штаба». Словно первопроходцы или искатели приключений, выезжаем из Пржевальского и направляемся к музею Партизанской Славы, где ждёт нас первый пункт пока неизвестного исторического маршрута.

3-пионеры

По следам памяти

О том, как зарождался его музей, Игорь Васильевич Деменков знает не понаслышке. Ведь первые экспонаты для будущей экспозиции находили школьники Пржевальского, среди которых был и он сам.

по следам батя

– У нас была такая мания – как учебный год заканчивался, мы отправлялись в поход по местам партизанской славы. Из похода мы часто тащили ПТРы, гильзы, даже 82-миллиметровый миномёт, что до сих пор стоит в музее, тащили ребята! Сначала был уголок в школе, потом выделили класс, потом экспонаты перенесли в Дом пионеров, где я в первый раз увидел, что такое война, потом в клуб, потом в храм… Но большую часть предметов, которые у нас есть сейчас, нашли именно школьники. 

В прошлом военный, выросший в семье фронтовика, Игорь Васильевич с огромным знанием дела может рассказать о каждой вещице, находящейся в стенах музея. Фотографии погибших бойцов, копия знамени 145-ой дивизии, впоследствии освобождавшей Витебск, кортик, подаренный «атаману» партизан английскими подданными… Порой наш экскурсовод усмехается: мол, давно пора на пенсию, память уже не та. Но вряд ли кто-то смог бы рассказать лучше о смоленском командире Никифоре Захаровиче Коляде – знаменитом Бате, чьё соединение пополнило список героев Великой Отечественной войны.

Из музея Игорь Васильевич продолжает путешествие по маршруту вместе с нами. Чем дальше мы отъезжаем от посёлка, тем большие сюрпризы преподносит нам размытая осенними дождями дорога. Маленький уазик, лавируя, скачет с одной кочки на другую, и порой кажется, что дорога уже давно закончилась и что едем мы по глухому бездорожью. Венера Ахтамовна рассказывает, что по этому самому пути путешествовал в Москву сам Н. М. Пржевальский и что работникам национального парка удалось сохранить его до наших дней практически в первозданном виде. Можно сказать, ещё один памятник прошлому.

по следам 3

Памятных мест на территории парка на самом деле очень много. Каждое из них связано с подвигами партизанских отрядов, с теми малозаметными сражениями, которые советские люди в годы войны вели ежечасно, каждый в своём посёлке. В основном такие места отмечены одиноким валунами с мемориальными табличками, говорящими о том, что происходило здесь много лет назад. Мы побывали у памятных знаков в честь партизанских отрядов М. И. Бадина и Н. А. Лаврентьева, кавалерийской группы полковника Л. М. Доватора и на печально известном поле Кочегор, увековечившем подвиг комсомольцев-минёров. Здесь студенты Смоленского техникума электронных приборов почти тридцать лет назад установили памятник в виде минного взрыва, осколки от которого вырываются из земли и навеки застывают в воздухе…

P1060294

Дом партизана

Третьим пунктом на карте нашего маршрута должна стать база партизанского соединения «Батя». Завезя нас поглубже в лес, уазики останавливаются, и следующие полчаса мы продолжаем своё путешествие пешком среди тихой осенней природы. Земля под ногами мягкая, словно пуховое одеяло, воздух наполнен запахами грибов и влажных листьев. Время от времени Венера Ахтамовна делает остановки, чтобы рассказать об определённом виде трав или лишайника.

лишайники

– А вот это багульник. Понюхайте, как пахнет. Наши деды использовали это болотное растение в качестве противовоспалительного средства. 

Дурманящий аромат лесных соцветий вдруг растворяется в еле уловимом запахе дыма. Уверенно движемся в сторону его источника и вскоре выходим на небольшую поляну. У разведенного костра нас встречает Максим Данилов – специалист отдела туризма и по совместительству – командир восстановленной партизанской базы «Батя».

костер

– Примерно такими отрядами наши партизаны и были разбросаны по лесам. В основном такие базы не были приспособлены для военных действий, а выполняли функцию продовольственных или оружейных складов, — рассказал Максим, — на данный момент на территории национального парка восстановлено три землянки, подобные тем, в которых жили партизаны во время войны.

Осмотр землянок показал, что они вполне приспособлены для жизни, и, по словам наших сопровождающих, в будущем туристы даже смогут останавливаться в них на ночёвки.

землянка1

Под звуки старого патефона наша группа рассаживается за столом у огня, тарелки наполняются горячей гречневой кашей с тушёнкой, кружки – ароматным чаем из лесных трав. Игорь Васильевич предлагает почтить молчанием всех тех бойцов, которые не вернулись из этих лесов, но отстояли их – отстояли для нас, чтобы мы вновь могли пройти тропами, которыми они ходили, уже в мирное, свободное от войны время.

патифон

– У нас есть задумка ещё больше приблизить эту часть маршрута к обстановке тех времён, – делится с нами Венера Ахтамовна. – Чтобы туристы могли пожить здесь так, как жили партизаны, готовить кашу на костре, слушать музыку на старом патефоне, спать в землянках. Эти места просто дышат историей и хранят в себе массу интересного как для приезжих гостей, так и для самих смолян.