Как смолянам избавиться от токсичных отходов?

На фоне всё более возрастающего внимания общественности к проблемам экологии особенно актуальным становится вопрос утилизации так называемых бытовых мелочей. Лампы, батарейки, вышедшие из строя зарядные устройства – эти привычные для нас вещи, приносят куда больше вреда, выходя из употребления, нежели в работоспособном состоянии. «Первый Смоленский» решил узнать, как в нашем городе решается проблема утилизации токсичных приборов.

«Это ерунда!»

Опыт показывает, что для современного человека любой будний день может обернуться маленькой трагедией. Причём прелюдией к трагедии может стать всё что угодно: выкипевшее молоко, не выключенная в ванной вода, опрометчиво брошенная спичка… или разбившийся градусник.

Эта история произошла с одной из моих знакомых. Обычный комнатный градусник, провисевший на своём месте невесть сколько времени, в один прекрасный день разбился вдребезги. Страх и паника стали бы в этой ситуации естественной реакцией, но знакомая не растерялась, взяла в руки телефон и набрала три спасительные цифры – «112».

gradus

Однако сразу помочь универсальный номер не смог. В ответ на рассказ о случившемся женщина-диспетчер попросила перезвонить по другому номеру телефона – там знают, что делать. Звонок – и снова переадресация, уже на третий номер.

– Здравствуйте! У меня дома разбился термометр – что мне делать?

– Какой термометр, ртутный?

– Да, ртуть повсюду, рассыпалась по всей комнате…

В ответ собеседник бодрым голосом уверяет, что ничего страшного не произошло, и начинает давать инструкции прямо по телефону. Шаг первый – не поддаваться панике. Шаг второй – взять щётку и собрать шарики ртути «в кучку». Шаг третий – сложить получившуюся кучку в пакет, завязать это дело потуже и выбросить в мусорку. После чего пол нужно тщательно вымыть, желательно с шампунем.

На все попытки моей растерянной знакомой попросить прислать к ней на дом специалиста, который бы смог сделать всё аккуратно и правильно, мужчина из телефонной трубки всё также бодро возражает:

– Это же ерунда, ничего опасного. Главное – соберите всё и выбросьте, и никакого вреда не будет.

Что остаётся делать, когда вся комната усыпана частицами ртути? Уборка для моей знакомой растянулась на несколько мучительных дней…

Теория и практика

Если верить официальной информации Пожарно-спасательного центра Администрации Смоленской области, устранить последствия разбившегося термометра могут только сотрудники санитарно-эпидемиологического надзора. И выбрасывать ртуть в обычный мусорный ящик ни в коем случае нельзя – токсичное вещество должно быть передано строго в руки работников надзора, да не в пакете, а в герметичной посуде!

Но ведь касается это не только градусников. Не секрет, что практически всё, используемое нами в повседневном быту, изготовлено с использованием искусственных, вредных для окружающей среды материалов. Рассмотрим хотя бы состав современной энергосберегающей лампочки:

1. Изогнутая колба лампы наполнена инертным газом, а сверху покрыта слоями люминофора.

2. Свечение лампы обеспечивается за счёт ионизации паров ртути, содержание которых может колебаться от 1 до 70 мг.

3. Расположенные внутри колбы вольфрамовые электроды покрыты смесью окисей бария, кальция, цинка и стронция, а люминофор содержит щелочноземельные металлы.

cvet

 

Весьма внушительный набор опасных соединений для одной маленькой лампы. Опасность заключается в том, что, разбившись, такая лампа высвобождает вредоносные ртутные пары и без своевременной, грамотной утилизации становится источником токсинов для всего окружающего.

А батарейки, зарядные устройства, утратившие свою работоспособность? Одна батарейка, оказавшись в почве, способна принести не меньше ущерба экологии из-за высокого содержания вредных металлов.

В теории – мероприятия по утилизации подобных приборов должны проводиться повсеместно. Но, как оказалось, в нашем городе организации, которые этим занимаются, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Испытать на себе

Мы захотели выяснить, куда, при желании позаботиться об окружающей среде, смолянам нужно нести груды разряженных батареек и перегоревших лампочек. Одно из таких мест – смоленский филиал германского завода-производителя светотехники «OSRAM», принимающий в переработку перегоревшие лампы как от бюджетных или частных учреждений, так и от физических лиц. Однако оказалось, что данная услуга компании совсем не бесплатна: в настоящее время средний тариф для обычных потребителей составляет 8 рублей за лампу. Для обычных смолян это не очень выгодно, поэтому многие продолжают обращаться в ближайшие отделения ЖЭУ, где можно бесплатно оставить вышедшие из употребления лампы.

Место сбора зарядных устройств и батареек пришлось поискать подольше. У меня дома как раз скопилось огромное количество нерабочих телефонных зарядок, поэтому была возможность провести небольшой эксперимент. С n-ного раза получилось найти в Смоленске компанию, принимающую подобные отходы в утилизацию – этой компанией оказалась компания «ИнфоТех», специализирующаяся на утилизации оргтехники. Оказалось, что её работники принимают на своей базе не только мелкие бытовые приборы от физических лиц, но и любую электронику, причём никакая плата с простых людей за это не взимается (к слову, доплаты нет тоже). Счастливая, я вручила одному из работников базы свой свёрток с зарядками и отправилась на поиски места, где можно оставить пару ненужных батареек.

 bat

 

Об одном из таких мест мне тоже довелось узнать от знакомых. Как ни странно, им оказался магазин шоколада в самом центре города. На входе в него красуется небольшая, заполненная гальваническими элементами баночка с логотипом социального проекта «Живой Смоленск». Судя по надписи на ней же, все собранные батарейки отправляются на утилизацию в Челябинск. На сайте проекта мы увидели список всех организаций, в которых были установлены подобные сосуды. Это, например, и книжный магазин «Кругозор», а в одном из кафе за принесённые батарейки можно даже получить даже небольшую скидку.

После этого маленького эксперимента мы сделали вывод, что в Смоленске всё ещё существуют проблемы с утилизацией малогабаритных, токсичных отходов. Но есть и люди, желающие её решить. Не хватает, пожалуй, только возможностей и средств, необходимых для организации централизованного сбора и переработки таких отходов в нашем городе. Чтобы все смоляне знали о такой возможности и приучались как можно больше заботиться о своём городе.

Мария Киселёва