Известная актриса рассказала «Первому смоленскому» о том, почему не хочет преподавать актерское мастерство и какие преимущества дает женщине возраст.
В Смоленск Ирина Купченко приехала для того, чтоб вместе с режиссером Алексеем Петрухиным представить смолянам картину «Училка» — шокирующую драму о том, как доведенная до крайности учительница истории, вооружившись пистолетом, берет в заложники целый класс. Вот только обсуждением фильма общение с актрисой совсем не ограничилось: Ирина Купченко рассказала о том, почему никогда не смотрит свои фильмы, не выбирает себе «роль мечты» и не рвется преподавать студентам.
О картине «Училка»
После того, как фильм был снят, встал вопрос о том, как его позиционировать, можно ли назвать его социальной драмой или же это нечто иное… В тот момент мне казалось, что наш фильм снят для молодежи. Мне казалось, что учителя будут возмущены подобным образом и такой ситуацией. Мол, это не мы и на нас это совсем не похоже. И вот сейчас меня просто поражает, насколько я была неправа. Именно учительницы, и старшего возраста, и среднего возраста, воспринимают наш фильм близко к сердцу.
В обществе, конечно, должно быть уважение к учителю. Меня всегда поражало, насколько школьники знают всю подноготную учительской; они все видят, прекрасно понимают, что происходит. Да и родители тоже очень часто обсуждают учителей вслух. Раньше такого никогда не было. Если родители вслух говорят о коррупции в школе, СМИ это тиражируют, то в обществе создается атмосфера неуважения и презрения к людям этой профессии. Это не значит, что правду нужно скрывать, просто нужно быть очень осторожным, разум и здравый смысл всегда должны присутствовать.
О внешности
Никакого секрета и никакой вечной молодости у меня нет. Да, я не ем, худею в плане фигуры и рано ложусь спать. Вот режиссер знает, что меня нужно снимать с утра.
В возрасте есть свои преимущества. В молодости женщина не только хочет, она должна выглядеть ярко и хорошо. А с возрастом тебе уже не так важно, как ты выглядишь. Во время работы над «Училкой» я этим даже не интересовалась, в зеркало не смотрелась и Алексея не ругала, когда все же посмотрела. Значит, так надо. Да и какое имеет значение внешность в такого рода роли?
О преподавании
Я никогда не стремилась преподавать актерское мастерство. К сожалению, у меня нет к этому призвания. И самое главное — я не чувствую внутренней потребности это делать.
В училище у меня были замечательные педагоги, великолепные актеры. Такие как Дина Андреева, прекрасная характерная актриса. И вот эта прекрасная актриса делает со мной отрывок «Чайки», где я играю Нину Заречную. Я большей муки вспомнить в своей жизни не могу! Она ведь, как актриса, делает все так, как она сама бы сыграла, а я – антипод ей, по психофизическому складу антипод. И то, что она пытается в меня втиснуть – решения, характер, образ – для меня против шерсти, это не я.
У нас очень многие актеры идут преподавать, не имея к этому таланта. Это очень опасно. Ведь педагог – это прежде всего талант, призвание, это нужно уметь делать. Для этого даже не нужно быть хорошим артистом, нужно быть просто хорошим педагогом.
О профессии
Что дают мне мои роли? Прежде всего они дают мне возможность высказаться. Как человек я, конечно же, имею свои взгляды на то, что происходит в жизни, и мне их тоже хочется высказать. И, как актриса, я высказываю их в кино и на сцене. Если бы я умела подбирать слова, то выступала с концертами, на которых бы людям что-то рассказывала. Но я ведь не рассказчик.
Режиссерский показ роли очень важен. Тяжело работать с актерами, которые показывают и играют. Потому что актер показывает, как играть, а режиссер показывает, что играть, показывает смысл, идею. Все хорошие режиссеры, с которыми мне довелось работать, сначала объясняют роль словами, а потом проигрывают ее. А дальше уже я играю ее по своему, добавляя свои краски.
Никогда в жизни я не мечтала о конкретной роли. Это режиссер может мечтать о том, чтобы снять, к примеру, «Ромео и Джульетту»; он ведь может сделать это и в 20 лет, и в 40 лет, и даже в 80 дет. А вот о роли Джульетты можно мечтать в 20 лет, но вот исполнить ее в сорок…
Любимой роли у меня тоже нет. Я ведь фильмы свои не смотрю. «Училка» — первый фильм, который режиссер заставил меня посмотреть в зале. А так я никогда не смотрела картины, в которых снималась, никогда не оценивала роли. У меня остаются лишь воспоминания о том, хорошо было на съемках или нет.