Выдающийся церковный и общественный деятель, проповедник, писатель, книгоиздатель, иконописец, наставник, архимандрит родился в Смоленске в 12 веке. Первый Смоленский, а затем общерусский святой.
Свою духовную и просветительскую деятельность Авраамий начинал в Селищенском Богородицком монастыре, в пяти поприщах от Смоленска, затем продолжал ее в монастыре Черного Креста, а закончил в Авраамиевом монастыре Смоленска.
Как церковный проповедник опирался на традицию Византийского ораторского искусства.
В своих выступлениях Авраамий поднимал острые вопросы мироздания, веры, благосостояния, рисовал картины идеального мира, основанного на братстве людей перед Богом — в духе патриарха Иерусалима Ильи, апостолов Петра и Павла.
Из русских нестяжателей следовал Феодосию Печерскому, архимандриту всея Руси. Из «душеполезных книг» его привлекали жития древних святых отцов, основателей монашества — Антония Великого, его ученика Иллариона, великих Палестинских светильников — Ефимия, Саввы и Феодосия.
Резко выступал против тех, кто нарушал законы Евангелия и не соблюдал христианских обрядов. На эту тему им написаны две иконы, характеризующие его как талантливого художника.
В то-же время Авраамий предстает человеком с музыкальными способностями. Он обладал отличным слухом и мелодичным голосом. Музыкальные навыки и вокальные данные Авраамия следует считать проявлением богатейших традиций смоленской школы, заложенных первым смоленским епископом Мануилом.
Также Авраамий выступал как писатель. Он старался распространять свои знания не только устно, но и письменно. Он организовал подле себя группу переписчиков, создал кепторий для составления и тиражирования рукописных книг, в том числе и своих собственных.
Традиции, заложенные Святым Авраамием Смоленским и его учениками, влияли на духовную жизнь Руси в течении длительного времени, характеризуя высокий уровень развития домонгольской русской устной и письменной культуры.