Дорога к театру или Михаил Бован «Бессмертный»

Каждый день ровно в семь утра, когда город только начинает просыпаться, томно потягиваясь в постелях, возле Драматического театра имени А.С.Грибоедова с метлой или лопатой появляется 91-летний Михаил Афанасьевич Бован. Его длинные волосы завязаны в хвост и аккуратно уложены под шапку, руки спрятаны в перчатки, пояс туго перевязан фартуком, а в белоснежной бороде сказочника отражается желтый свет утренних фонарей. Дворник ловко справляется с работой, успевает размышлять о литературе, читать стихи и рассказывать прохожим о своей жизни-«перекати-поле».

Михаил Афанасьевич Бован

«Он всегда с утра там. Вы его точно узнаете!» — эту фразу повторяет каждый работник театра, если спросить о Михаиле Афанасьевиче. Найти дворника действительно оказалось легко, а вот поговорить сложнее.

— Я сейчас работаю. И это важно! Вот закончу, тогда всё-всё расскажу: и про театр, и про свою жизнь «перекати-поле», и про то, почему я бессмертный.

Детство в Запорожье, война и концлагерь


«Я Королевич подобно Богу бессмертный»


Зовут меня Михаил Афанасьевич Бован. Михаил переводится как «тот, кто как Бог», «подобный Богу», Афанасий – «бессмертный». А бовами на Руси называли младенцев, родившихся крепышами. Даже существовал такой богатырь Бова Королевич. Вот и получается, что я Королевич подобно Богу бессмертный. Вы представляете, что это за человек такой должен быть? Вот я всю жизнь и стараюсь соответствовать имени.

Я родился в 1926 году в Запорожской области, село Царицын Кут, прямо рядом с Днепром. Знаете, про это место ведь еще Тарас Григорьевич Шевченко писал: «Как умру, похороните меня на могиле посреди степи широкой в милой Украине». Кстати, не знаю откуда у меня такая тяга к литературе. Наверное, я просто с детства был, что называется, хорошим мальчиком, очень любил учиться. Эта страсть к знаниям сохранилась на всю жизнь.

Михаил Афанасьевич справа, его мать, брат и сестры

Когда началась война, мне было 15 лет. В 1942 году мы с мальчишками и стариками рыбачили на Днепре. Там нас немцы и поймали. Пешком погнали в Николаев, оттуда в Одессу, затем была Польша, а конечной точкой стала Германия. Там, в концлагере под Штутгартом, я и пробыл до 1945 года. Война закончилась в мае, мы же, собранные немецкими войсками, под надзором представителей советской армии пробыли в лагере до сентября.

После освобождения нас привезли в Черняховск. Немцы оттуда ушли, а перед этим сожгли почти весь город. Вот нас туда и перекинули, чтобы мы его восстанавливали.

Я переносил трубы, работал с горюче-смазочными материалами, переливал керосин и бензин, выдавал потом его в бочках воинским частям. Денег, конечно, не платили, да и не кормили толком. Про одежду вообще молчу, ходили в том, что было. Так я и прожил ещё три года, а потом меня забрали в армию.

25 лет в советской армии


«В Смоленск меня привела любовь»


Я даже не был гражданином Советского Союза, у меня ни одного документа при себе. Всего лишь бывший узник концлагеря, но ничего, взяли. Направили в автошколу, выучился и поехал служить в Литву.

Михаил Афанасьевич справа

Здесь на танцах я встретил свою жену. Она была смолянкой и тоже побывала в концлагере.

Затем я учился в офицерской школе в Воронеже. Был и офицером, и автомехаником, и разведчиком. Пошлют меня в один город – часть расформировывают, в другой – военные округа свои территории меняют, вот и приходилось каждый раз учиться чему-то новому, чтобы продолжать службу.

Жена к этому времени сильно устала, все хотела уехать домой, в Смоленск. Ну что делать, я ее отпустил. Вскоре демобилизовался и отправился за ней. Так что в Смоленск меня привела любовь!

Жизнь в Смоленске и встреча с театром


«Как только демобилизуюсь — сразу же приду в театр»


В Смоленске я решил пойти работать в «Автоколонну», так как имел образование автомеханика. Но пробыл там всего пару месяцев: позвали в воинскую часть на аэродром. Согласился и был старшиной эскадрильи до 1976 года.

Помню, как-то во время службы меня попросили взять солдат и съездить в Драмтеатр, помочь перевезти декорации. Тогда я впервые оказался за кулисами. Конечно, я и раньше ходил в театр, но смотрел только из зрительного зала, а тут увидел всё изнутри. Разговорился с молодой актрисой, она так много рассказывала про театр, а в конце даже написала мне записочку с пожеланием больше учиться, заниматься полезным трудом. До сих пор эту бумажку храню. Тогда я понял, что как только демобилизуюсь — сразу же приду в театр.

Работа в театре


«Я отдал этому месту 41 год жизни
и не могу так просто отсюда уйти»


В общей сложности я отслужил в армии 25 лет. После чего сдержал обещание, данное самому себе, и отправился в театр, сказал, что хочу работать во что бы то ни стало. Сначала был монтировщиком, собирал декорации. Месяца через полтора стал старшим машинистом сцены, в подчинении у меня оказалась бригада – 12 человек. В восьмидесятые годы в театре была реконструкция, актеры отправлялись в Москву на гастроли. Меня уговаривали поехать с ними. Я отказывался до последнего: на кого же я оставлю все это имущество? Тут ремонт идет, все растащат, с кого потом спросят? Дошло до того, что я согласился ехать, но сказал, что как только вернусь, сразу ухожу с работы. Не терплю дешевого отношения к труду и к должности.

Но не смог долго без театра. Спустя некоторое время позвали на должность начальника в столярный цех, конечно, я согласился. Затем попросили быть комендантом театра. Так я трудился, время шло. Начали начальству намекать, что слишком староват для этой должность. Спорить не стал, перешел на «вешалку». Время по-прежнему бежало, я уже начал плохо видеть, тогда написал заявление и стал дворником.

Всё равно кем работать, главное, что в театре. Я отдал этому месту 41 год жизни и не могу так просто отсюда уйти. Но, конечно, кроме театра, мне удалось позаниматься и другими вещами.

Резьба по дереву, работа натурщиком и фехтование

Я сам неплохо рисую. А раньше даже ходил на худграф СмолГУ: позировал. Был натурщиком 30 лет, там столько моих портретов!

Детская любовь к литературе переросла в нечто большее, и я сам стал писать стихи.

Еще занимался резьбой по дереву.

Увлекался и историей. Долгое время был участником клуба «СКИФ» (Смоленский клуб исторического фехтования), участвовал в реконструкции Бородинского сражения.

Театр начинается не с вешалки


«Дорога к театру проложена миллионами душ.
А я ее сейчас привожу в порядок, ухаживаю за духовностью»


Раньше я очень часто ходил в театр, особенно когда работал монтировщиком. Сейчас уже давно не смотрю, на это есть определенные причины. Но точно могу сказать: фраза «театр начинается с вешалки» — это полнейшая ерунда. Театр всегда начинается с души и духовности, как храм. Дорога к театру проложена миллионами душ. А я ее сейчас привожу в порядок, ухаживаю за духовностью.

Сюда нельзя ничем заманить. У меня многие спрашивают, зачем я до сих пор работаю. Все просто: я породнился с этим духом тогда, будучи военным, разговаривая за сценой с молодой актрисой. Я полюбил это место. Нет, я здесь не работаю! Вообще понятия «театр» и «работники»несовместимы. Театру можно только Служить!

Автор: Лина Якутская