Поговорили со смоленскими поэтами о художественной ценности его текстов.
Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы рэпера номинировали на литературную премию? Нет, даже не так. Могли ли вы подумать, что между рэпом и литературой поставят знак равенства? А вот Федоров Мирон Янович (более известный как рэпер Oxxxymiron) доказал, что это возможно.
Его альбом «Горгород» вошел в лонг-лист Литературной премии имени Александра Пятигорского. Об этом сообщается на сайте премии. А номинатором выступила философ Анна Елашкина.
«Мирон Фёдоров в своем формате сделал то же самое, что и Марсель Пруст в своем: разобрал себя, свои непримиримые и одновременно сосуществующие фигуры сознания на части и положил их как отдельные, но в единое и завершенное литературное произведение», — пояснила свой выбор Анна.
Второй студийный альбом вышел в 2015 году. Сайт The-Flow.ru опубликовал ссылку для скачивания и перестал работать спустя несколько часов, не выдержав наплыва пользователей. Спустя два дня после презентации «Горгород» стал лидером российского iTunes среди всех других альбомов.
Всего в лонг-лист премии вошли 37 произведений, в том числе «Империя должна умереть» Михаила Зыгаря, «Памяти памяти» Марии Степановой, «Калейдоскоп. Расходные материалы» Сергея Кузнецова, «Живые картины» Полины Барсковой, «Музей 90-х: Территория свободы» Катерины Беленкиной, Ильи Венявкина, Анны Немзер и Татьяны Трофимовой, а также посты в фейсбуке Льва Рубинштейна. Шорт-лист премии будет определен в апреле.
Литературная премия имени философа Александра Пятигорского учреждена некоммерческой организацией «Фонд поддержки философии, интеллектуальной прозы и сохранения наследия Александра Пятигорского». Ее главная задача — поддержка интереса к философствованию за пределами профессионального философского сообщества.
Мы спросили смолян, знающих толк в литературе, как они относятся к творчеству Оксимирона, действительно ли рэпера можно сравнить с Марселем Прустом, а «Горгород» назвать поэмой.
Дмитрий Вазовиков, поэт, участник литературной студии «Персона»
«Отличительной чертой творчества Оксимирона является глубокий в смысловом отношении художественный текст, высокая эрудиция автора, переработка предшествующего литературного материала, доскональное осмысление не только современных реалий жизни, но и важнейших страниц в мировой истории. Все это, несомненно, ставит автора как минимум на голову выше своих соотечественников, работающих в том же музыкальном направлении. Его творчество выходит далеко за рамки текста песни или речитатива.
Переработка литературного материала, реминисценции, аллюзии, работа с рифмой свидетельствуют не только о высокой эрудиции автора, но и о желании приобщить своих слушателей к другому виду искусства — к литературе.
Мирон Фёдоров в излюбленную многими форму помещает совсем не тривиальный текст, изображение пороков власти и общества. Часто у него встречается очевидная перекличка с сюжетами мифов. Отстаивание вечных человеческих ценностей делает текст глубоким и придает ему философское звучание.
Обсценная и слeнговая лексика, присутствующая в изобилии в текстах Оксимирона, свидетельствует, на мой взгляд, о желании более ярко выразить свой протест, свои недовольства несправедливостями и неправильностями жизни.»
Виталий Ковалев, меломан
«На самом деле, я ничего ТАКОГО не вижу в его творчестве. Человек написал сочинение на свободную тему, подобрал к нему музыкальное сопровождение, приукрасил тяжко-скучный текст эпитетами, метафорами и панчами, в которых иногда и сам запутывается, и за это его номинируют на литературную премию? Что-то не так! Если рассматривать альбом как литературное произведение, то что в нём такого? Что должно зацепить? Для меня это вопросы без ответа. Нет атмосферы и желания «раствориться» в этом произведении.»
Юрий Ли, поэт, организатор поэтических вечеров
«Любая премия является субъективной оценкой. По этой причине не вижу большого смысла рассуждать, достоин ли её тот или иной человек. Время — единственный судья и самый большой экзамен для любого произведения искусства, в том числе и для поэзии.
Как писал Илья Тюрин: «Поэт находится там, где человека нет. Трагедия человека состоит в недосягаемости этого «там». Трагедия же поэта заключается в невозвратимости оттуда». Поэтому нельзя говорить о художественной ценности произведений Мирона Яновича сейчас. Но можно рассмотреть техническую составляющую: олорифмы, составные рифмы, плотность рифмовки, узнаваемость стиля на фоне других поэтических текстов.
Но всё это меркнет, если мы говорим о вкладе Оксимирона в современную поэзию. Было ли в его творчестве приумножение того литературного багажа, который достался от шестидесятников? Феномен Мирона Яновича заключается в том, что человек, который не позиционировал себя как поэт, не выпускал книг, заставил обратить на себя внимание литературного сообщества и создать бурные дискуссии о ценности художественного текста в рэп-композиции.»