Привокзальные туалеты должны быть бесплатными для всех пассажиров

Соответствующее решение вынес Арбитражный суд после жалобы на РЖД.

Административное дело против РЖД было возбуждено по жалобе пассажирки Гарифуллиной. Приехав на Витебский вокзал пригородным поездом, она не смогла бесплатно воспользоваться туалетом. Хотя такое право прописано в утвержденных правительством России правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров. Роспотребнадзор наложил на РЖД административный штраф в размере 20 тысяч рублей за нарушение правил.

Но компания не согласилась с решением Роспотребнадзора и обратилась в арбитражный суд. Её юристы утверждали, что установленные правила не касаются пассажиров пригородных поездов, сама гражданка имела билет только в один конец и к моменту обращения в туалет уже завершила поездку. 

Однако судьи не согласились с доводами железнодорожников. Ведь устав железнодорожного транспорта, федеральные правила и иные нормативно-правовые акты не разделяют пассажиров на категории в зависимости от вида перевозки. Также законодательство не дифференцирует понятия «пункт назначения», «прибытие в пункт назначения», «высадка пассажира из поезда». В результате суд пришел к выводу, что после схода с поезда на станции назначения и даже после пересечения турникетов пассажир не утрачивает своего статуса и продолжает пользоваться всеми правами, заложенными в правилах перевозок — в том числе и правом бесплатного посещения туалета. 

«Таким образом, ОАО «РЖД» не обеспечивает качественное обслуживание пассажиров, прибывающих на поездах пригородного сообщения, в части предоставления санитарно-гигиенических услуг на железнодорожном вокзале, что является нарушением», — заключил арбитражный суд, подтверждая законность и обоснованность наложенного штрафа.