Со стула преподавателя в режиссёрское кресло

Смолянка Валерия Олешкевич рассказала о своей работе в кинематографе. 

14 декабря состоялась премьера третьего фильма Валерии Олешкевич «Призовой фонд». Мы поймали Валерию после показа, задали несколько вопросов и узнали, почему преподаватель решила стать режиссёром, каково это работать без сценария и сколько стоит снять фильм в Смоленске.

Валерия Олешкевич

— Валерия, Вы журналист, преподаватель Смоленского государственного университета. В какой момент решили стать ещё и режиссёром?

— Идея родилась из текста. Как говорится, в начале было Слово. Летом 2016 года я написала монолог, рассказ, как пишут барышни для себя в дневниках. Но отчётливо видела его в картинках и подумала, почему бы не снять фильм. Неважно, как его воспримут люди, главное — реализовать саму идею. Наверное, если бы я не знала человека, который смог это осуществить,  даже не стала бы пытаться. Очень хотелось, чтобы получилось красиво. К счастью, у меня был Серёжа Гончаров (оператор фильма). А дальше сработал синдром человека с татуировкой: захотелось снимать ещё, ещё и ещё.

— Расскажите, как появились идеи других фильмов?

— Редко обдумываю идеи, чаще они приходят спонтанно. Я могу, например, в девять утра отправить голосовое сообщение Серёже: «Срочно! У меня родилась идея!». Что касается фильма «Призовой фонд», изначально думала, что это будет трагичный фильм, глубоко психологический. Но прекрасно давала себе отчет, что я не потяну такую серьёзную работу. Тогда решила: у меня уже есть два фильма, над которыми все плачут, почему бы не снять что-то весёлое?

Афиши фильмов

— Как сформировалась съёмочная группа?

— Почти все ребята – мои знакомые. Сергей был оператором двух предыдущих фильмов. Аня моя студентка, хорошая актриса, которую я второй раз зову сниматься, роль Евы  писала сразу под неё. Фотограф Игорь Вавилов очень простой в общении человек, который за удивительные работы берёт смешные деньги. Но у многих складывается о нём другое мнение. Женя, который сыграл Фёдора, в фильме рассказывает про себя. Он действительно сменил много работ и даже убегал от собак. Роль Родиона никто бы не исполнил лучше смоленского поэта Юры Ли. Он же привёл к нам Андрея, который прекрасно вжился в образ гопника Паши. Мы с Андреем вообще впервые увиделись. Так здорово, что он доверился и сразу же сказал: «Без проблем, я сыграю!».

Актёры фильма «Призовой фонд»

— Почему Вы решили отказаться от сценария и положиться на импровизацию актёров?

— Мне нравится режиссёр Иван Твердовский. В фильме, над которым он сейчас работает, принимает участие Максим Виторган. Так вот, он активно говорит о том, что не понимает, у кого снимается, им не прописывают роли. Я подумала, наверное, это удобно, ведь ребята сами чувствуют, как они могут лучше сыграть. Моя задача – указать им направление.

— Первый фильм был монологом, второй – артхаусная драма, сейчас комедия. В каком жанре Вам легче работать?

— Сложнее было снимать два первых. Я должна была контролировать себя не только, как режиссёра, но и как актрису. Мне очень понравилось работать над последним фильмом, но поняла я это не сразу. Перед премьерой безумно переживала, что людям будет не смешно, была уверена, что смеяться будем только мы с Сергеем. За два дня до показа был жуткий мандраж, думала, зачем я это всё делаю, нужно бросить. Но тут звонит мой папа и говорит: «Это потрясающе, это самое смешное, что я видел. Вот так и надо снимать!» К слову, предыдущие работы он раскритиковал.

— Кстати, почему предыдущие фильмы Вы нигде не афишируете?

— Мне неловко, кажется, что это что-то личное, интимное, думаю тут не доделала, там не дотянула. Но меня заставляют. Я и сама понимаю, что не одна над этим работаю, хочется, чтобы и про ребят узнали, поэтому фильм «Призовой фонд» и появился в сети.

Оператор Сергей Гончаров

— Собираетесь ли Вы принимать участие в каких-либо конкурсах или кинофестивалях?

— Да, я планирую отправить его на Смоленский «Artshort». А в августе поучаствовать в фестивале короткометражного кино «Короче», он ежегодно проходит в Калининграде. Хотелось бы показать, что в нашем городе тоже снимают кино, почему бы и нет?

— А сколько вообще стоит снять фильм в Смоленске?

— Если очень захотеть и собрать хорошую команду, можно снять почти бесплатно. Единственное, на что мы потратились, – шаурма. Да, в последнем фильме мы её ели. Каждый отдал по 130 рублей, так что бюджет фильма — 650 рублей.

— Зачем вы снимаете? Это хобби или, может быть, попытка отвлечься от основной работы?

— Ой, нет. Я снимаю, только потому что хочу и могу. Это знаете, как маленькие девочки плетут из бисера фенечки, потом прибегают к маме и показывают. Ещё я не могу ничего не делать. Не умею рисовать, петь не пробовала. Неплохо пишу, но книгу же издать непросто, а заставить кого-либо читать ещё сложнее, поэтому легче её самой экранизировать.

— А какое литературное произведение Вы бы экранизировали?

— «Цветы для Элджернона» Дениэла Киза, фильм по этой книге есть, но он какой-то сухой, сжатый – мне абсолютно не нравится. Ещё я бы экранизировала произведение, которое очень часто цитирую, — «Вещи» Жоржа Перека. В нём нет ни одного диалога, книга написана в 60-х, но очень злободневна. Ну а «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского отчасти мы экранизировали.

— Пришла и Ваша очередь ответить на главный вопрос фильма «Призовой фонд»: на что потратите 100 тысяч рублей?

— Я бы, наверное, их в банк положила. Но это скучный ответ, поэтому скажу, что с удовольствием потратила бы деньги на то, чтобы поехать куда-нибудь дикарями.

Текст: Лина Якутская