Трагедия на «Шарме»: хронология событий, цифры, факты

Вчера в Смоленске произошло происшествие, равных которому по масштабу в нашем городе давно не было. В течение дня сгорело и обрушилось здание одного из крупнейших предприятий – фабрики «Шарм». Не обошлось и без погибших. «Первый Смоленский» восстанавливает картину происшествия.

Смоленская трикотажная фабрика «Шарм» начала работать в 1964 году. Первый корпус был построен в 1962-м, именно он и горел вчера. Во время реформ и волны приватизации 90-х годов фабрика была преобразована в ОАО «Шарм» и уже имела на тот момент несколько филиалов в области.

В 2006-м году «Шарм» вместе с рядом других предприятий вошёл в состав холдинга «Русский трикотаж», одним из основных видов деятельности которого стал выпуск одежды под брендом «Твоё».

Большинство смолян наивно полагают, что «Твоё» является смоленским продуктом, а вся одежда серии выпускается у нас в городе. На самом деле, это не так. Головной офис производителя находится в Москве, а большинство крупных заказов из-за низкой стоимости размещаются на заводах в Азии. Таким образом, уничтожение огнём смоленской фабрики вряд ли поставит крест на производстве бренда, как утверждают некоторые смоленские СМИ.

На начало 2017 года в ООО «Фабрика Шарм» (официальное наименование) работало более 1900 человек, что делало его одним из крупнейших предприятий города. Согласно открытым данным системы «Контур-Фокус», выручка фабрики за 2016 год составила 2,4 млрд рублей, а чистая прибыль 14,6 млн. Учредителями ООО «Фабрика Шарм» являются две фирмы, зарегистрированные на Кипре.

Что же случилось на одном из самых стабильных предприятий региона?

За последние 2 года пожары на фабрике случались минимум 3 раза: в октябре 2015, марте и августе 2017-го. Слухи о том, что на предприятии имеются проблемы с пожарной безопасностью ходили по городу давно. Поэтому, когда вчера в 2 часа дня в социальных сетях, а затем и в СМИ начали появляться сообщения о возгорании, многие отнеслись к этому как к заурядному факту. Однако, уже через полчаса, когда сообщили о погибшей сотруднице, а на фотографиях с места происшествия были видны огромные языки пламени, стало понятно, что в Смоленске произошла крупная катастрофа.

Через час после прибытия на место ЧП пожарным не только не удалось ликвидировать пожар, но даже локализовать его – огонь стремительно распространялся по зданию – горели второй, третий, четвёртый этажи и крыша. К счастью, к тому моменту все сотрудники «Шарма» были эвакуированы. Это был один из самых драматичных моментов – столб дыма был виден за десятки километров, стало понятно, что здание уже не спасти. Город, где в этот момент продолжали праздновать день Одигитрии и встречали немецкий автопробег Дружбы, погрузился в состояние шока. Реальность стала похожа на кадры фильма-катастрофы.

Более 40 пожарных расчётов не могли справиться с пожаром, шёл уже четвёртый час спасательной операции. Воды из гидрантов явно не хватало, к тушению начали привлекать городские поливальные машины, при этом огнеборцам удалось организовать тушение лишь из одного ствола, струю которого поочерёдно направляли с земли в различные окна пылающего здания. Вокруг «Шарма» собрались тысячи зевак, превративших пожар в циничное шоу:

По фасаду здания пошли трещины, стало понятно – оно вот-вот обрушится. Критический момент настал примерно в 9 вечера, несколько пролётов и перекрытий с грохотом и столбом пыли рухнули. Фактически, это стало концом фабрики «Шарм» в Смоленске.

В настоящее время на месте происшествия работают сотрудники прокуратуры и следственного комитета. Им предстоит дать ответы на многие вопросы: как неоднократно горевшее здание проходило пожарные инспекции, почему в гидрантах не было воды, действительно ли в цеху проводились сварочные работы с нарушением техники безопасности?

 

Главный же вопрос, волнующий почти две тысячи смолян, работающих на «Шарме» — что будет с ними дальше?

Анатолий Четверяков