Поводом к размышлениям на данную тему стало заявление одного калининградского краеведа. В интервью совсем недавно он сказал:
«Из императорской охотничьей усадьбы в Роминтене вывезли замечательную скульптуру оленя. Так он сейчас стоит в парке в Смоленске. Зачем? У нас она была уместнее. Забрать надо».
Не то, чтобы мы очень верим в возможность такой перспективы, скорее – захотели напомнить смолянам, а заодно и рассказать краеведу из Калининграда, почему бронзовая статуя оказалась в парке Блонье в Смоленске.
Жертва охотничьего культа
Все началось в далеком 1890-м году, когда император Вильгельм II охотился в Роминтенских угодьях, расположенных в Восточной Пруссии. Император не признавал другой охоты, кроме как на оленей и лосей. А убийство животного сопровождалось разными ритуалами. Например, егерь исполнял над телом зверя старинную мелодию, так как всегда имел при себе рог.
Главным украшением императорского дома – была статуя оленя в натуральную величину. Это был 16-й по счету олень, убитый кайзером. Охотники посчитали его эталоном по качеству рогов, а потому решили увековечить в бронзе.
Охотничий замок кайзера Вильгельма II, построенный в норвежском стиле, назвали Ягдхауз Роминтен. Вокруг него в скором времени возник целый посёлок, с детским садом, почтой и другими необходимыми постройками хозяйственного и жилого назначения.
Вместе с охотничьим домом была построена и кирха, а довершал ансамбль мост, соединивший два обрывистых берега реки Роминте. Он охранялся статуями двух оленей, лежащих на каменных постаментах.
Олени Геринга
С приходом фашистов к власти в Германии в Роминтенской пуще обосновался главный егерь Германии, рейхсминистр Герман Геринг. Он начал обустраивать в лесах свою собственную резиденцию, названную им Каринхалле – сейчас это территория Германии, расположенная в Брандербурге. Частенько, облачившись в средневековый охотничий костюм, подражая рыцарю Тевтонского ордена, Геринг охотился здесь на оленей, лосей и коз. У него в резиденции жили и весьма экзотичные животные.
На входе своего дома рейхсминистр установил статуи тех самых оленей, которые лежали у моста, ведущего к охотничьему имению императора. Был ли на даче Геринга олень из усадьбы Вильгельма II, вопрос очень спорный. Многие историки утверждают, что он так и оставался стоять у Кирхи, на прежнем месте.
Дареному оленю
Уже в послевоенное время (1946-48 гг.) в Роминтене проходила маркировка русско-польской границы. Здесь обосновались пограничники, они жили в отеле «У Оленя», а также занимали дома для служащих в усадьбе Вильгельма II. Деревянный охотничий замок разобрали на части. Конструкции одного из флигелей были вывезены в Калининград, установлены в центральном парке, где и находятся по сей день.
Олени, некогда лежавшие у моста, а затем красовавшиеся на даче Геринга, оказались на территории Рублёво-Успенского пансионата «Сосны». Это подтвердил ученый из Берлина, который осмотрел подмосковных оленей. Под копытом одного из них выбита дата «1905 год» и подпись автора.
Что касается бронзового Оленя из императорской усадьбы, то его привезли в Смоленск. Статую украшала табличка, сообщавшая о том, что это подарок смоленским детям, пережившим оккупацию, от воинов гвардейской стрелковой дивизии.
Любимый туристами и читаемый в твиттере
Сейчас Роминтен — это поселок Краснолесье, входящий в состав Калининградской области. Может быть, поэтому краевед решил, что Олень из Смоленска должен переехать в Калининград? Но такая логика удивляет. Что же, теперь предлагаете отобрать подарок у детей, которые пережали все ужасы оккупации?
Вот, что «Первому Смоленскому» сказал исполнительный директор Российского военно-исторического общества Владислав Кононов:
«Такие заявления не стоит рассматривать всерьез. Это частное мнение некоего калининградского краеведа, который не знает, что со времени победы в Великой Отечественной войне, бронзовый олень стал историко-культурным символом Смоленска. Другой момент – нужно уточнить, внесен ли он в число объектов историко-культурного наследия».
Мы изучили список объектов культурного наследия Смоленска. Бронзового оленя в нем не обнаружили. Это кажется не менее странным, чем заявление калининградского краеведа – ведь за те годы, что олень живет в Смоленске он действительно стал любим смолянами и гостями нашего города. Ведь практически каждый турист, считает своим долгом сделать фото со смоленским оленем.
У него даже есть аккаунт в твиттере, и некоторые СМИ приводили мнение смоленского оленя в своих статьях, ссылаясь на него как на очень компетентный источник. Кстати, судя по последним записям, сам олень очень плохо отреагировал на предложение калининградского краеведа.
В общем, было бы не лишним все-таки прописать бронзовую статую оленя в Смоленске, чтобы подобные заявления можно было спокойно пропускать мимо ушей. Судя по тому, что в интернете создана петиция и организован сбор подписей в пользу того, что его место в Смоленске, люди все же волнуются за судьбу оленя. А сам бронзовый красавец тем временем не перестает комментировать происходящее.