Велопрогулка №8. Тычинино – Талашкино – Пригорские скалы

Май — пожалуй, лучшее время для велосипедных прогулок по окрестностям города: грунтовые дороги уже достаточно сухие, погода – солнечная, но не жаркая, а водоёмы и лесные зоны пока не изобилуют отдыхающими и купающимися шумными компаниями. Поэтому, не откладывая свои новые маршруты в долгий ящик, этот сезон я решил начать пораньше. Вот, собственно, что получилось:

Основная цель сегодняшнего маршрута – село Пригорское и расположенные рядом карьерные озёра и причудливые каменные столбы, природа происхождения которых мне, к сожалению, неведома. Маршрут интересен и тем, что при желании его можно легко дополнить посещением территории музея-заповедника «Теремок», расположенного во Флёнове. Для начала обратимся к карте-схеме:

 Маршрут достаточно протяжённый, общая длина составляет около 50 километров. Стараясь максимально исключить в своей поездке различные урбанизированные пейзажи и асфальтированные дороги, свой путь я начал с озера ТЭЦ, в очередной раз восхитившись прекрасным рассветом и обилием представителей живой природы. 

И вся эта красота находится практически в городской черте.

Сегодня мне повезло, на озере ТЭЦ-2 плавала целая стая диких лебедей. Ранее встретить их здесь мне удавалось лишь  в количестве двух штук. В этот раз их было семеро.

Есть два пути, чтобы объехать озеро ТЭЦ: один по железной дороге, второй — в объезд по противоположному берегу. Я выбрал первый.

Места здесь по-настоящему дикие, даже вездесущие рыбаки сюда, в большинстве своём, не доходят.

Подобные заросли и безлюдные места — идеальное место для диковинной птицы чомги:

Сразу за озером начинается вполне сносная грунтовая дорога, идущая вдоль железнодорожных путей.

 

Сворачиваем налево и движемся через поле в сторону смоленской окружной дороги. Здесь я уже неоднократно ездил на прошлых веломаршрутах.

Несколько сотен метров, пара крутых подъёмов, и мы попадаем на асфальтированное шоссе окружной дороги.

Ехать по ровному асфальту гораздо легче, чем по грунту, но совсем неинтересно.

На поле около шоссе мне попадаются чибисы. Небольшая, но очень крикливая птица размером с голубя.

В полёте чибис стремителен и грациозен, его легко можно спутать с хищником.

А вот и нужный нам поворот на деревню Борщевщина.

Довольно скоро асфальт заканчивается, начинается грунтовка, по которой мы приближаемся к железнодорожному переезду.

А вот и поезд…

Сразу за переездом железная дорога разделяется на две ветки: одна идёт в сторону Колодни и вокзала, вторая — на ТЭЦ-2 и промышленные зоны Поповки и Киселёвки. Интересный факт: ветка, уходящая к ТЭЦ, является дореволюционной магистралью, проходившей через взорванный в 1941 году немцами мост в районе Шейновки и тому месту, где сейчас находится охлаждающее озеро электростанции. Хорошо различимая коса, идущая вдоль западного берега — это остаток насыпи старого железнодорожного пути. Современная ветка на Валутино и Колодню была построена уже после войны.

Минуем переезд и продолжаем движение по грунтовке. Пыль от обгоняющих грузовиков висит в воздухе по несколько минут. Не самый приятный участок пути.

Сворачиваем направо и движемся в сторону станции Тычинино.

5 минут в пути, и мы снова у железнодорожной ветки.

По улице Вокзальной продолжаем движение вдоль рельсов.

Пересекать железную дорогу интереснее всего под мостом, проходящим над речкой Нагать…

с весьма сильным течением и каменными порогами.

Далее продолжаем движение по грунтовой дороге с аутентичными деревянными мостами. Как и 100 лет назад.

О, чудо! Через 300 метров нас ждёт только что отремонтированная дорога, ещё пахнущая свежим асфальтом!

К сожалению, ехать нужно в другую сторону, и там ситуация немного похуже. 

Настоящий деревенский артефакт! 965-й «Запорожец», затюнингованный местными кулибиными под пожарный автомобиль.

Слева от дороги виден пруд бывшей усадьбы Тенишевых и купол храма Святого духа, мозаика которого выполнена гениальным Рерихом. При желании можно усложнить маршрут и заехать в усадьбу-музей, но а для тех, кому лень, есть прекрасное видео «Первого Смоленского», в котором можно разглядеть храм со всех сторон, и даже сверху.

 Дорога постепенно уходит налево в сторону Рославльского шоссе и линии электропередач, идущей к талашкинской подстанции.

И мы снова на магистрали…

Пара километров, и мы в Пригорском. Есть несколько вариантов, как миновать населённый пункт и направиться к карьерам. Я решил свернуть с шоссе в самом конце села и поехать по объездной грунтовой дороге. Не самый короткий путь, но мне он приглянулся больше всего.

Объезжаем по грунтовке гаражи и…

…снова попадаем в абсолютно безлюдные места.

Несколько спусков и последующих подъёмов, и мы оказываемся на берегу карьера. Внизу — озеро с практически идеальной прямоугольной формой. В солнечные дни водная гладь имеет насыщенный зелёный цвет, в пасмурную погоду, как сегодня — зеленоватый.

Движемся по берегу и попадаем к водной кромке.

Мы на дне карьера, искусственный рельеф временами напоминает небольшие вулканы, но самое интересное впереди…

…абсолютно нереальные для Смоленской области каменные образования. Если кто-то знает природу их образования — очень прошу, напишите мне об этом.

Огромные камни, больше похожие на долину Демерджи в Крыму, чем на Смоленск…

Если бы в Смоленске снимали вестерны, то снимали бы их именно здесь.

После знакомства с Пригорскими скалами направляемся в сторону Рославльского шоссе и движемся в Смоленск.

Бескрайние одуванчиковые поля.

Вот мы и дома!

Спасибо всем, кто дочитал до конца! Надеюсь, что найдутся желающие повторить этот маршрут. Жду отзывов и комментариев.

Текст и фото: Кирилл Солок