КиноКаре: «Вот и снова я читаю этот свет в твоих глазах…»

Фильм или книга? Книга или фильм? Спорить на эту тему можно бесконечно. Кто-то считает, что лишь книга способствует полноценному развитию мозга, и никакое кино её не заменит. Кто-то скорее предпочтёт кино-шедевр плохой книге (пример – «Форрест Гамп»). Следуя срединному пути Будды, я советую не впадать в крайности и рассматривать литературу и кино, как дополняющие друг друга искусства. Роман «Сияние» Кинга без сумасшедшего взгляда Джека Николсона теряет ровно столько же, сколько и фильм «Великий Гэтсби» без уникального символизма Фицджеральда. К тому же, если классики мировой литературы известны всем ещё со школьной скамьи, то с современными авторами можно познакомиться через их экранизации. Как раз этим мы и займёмся сегодня.

Здравствуйте, дорогие любители прекрасного! Меня зовут Авраменко Андрей, и на зелёном сукне выходных я регулярно выкладываю для вас новое КиноКаре: четыре фильма разных мастей, но одинакового достоинства. Каждый может выбрать для себя картину по вкусу, не прогадав в главном – он обязательно посмотрит хорошее кино.

Чтец / The Reader / 2008

В центре сюжета – любовь между 15-летним немецким школьником Михаэлем Бергом и 36-летней кондуктором трамвая Ханной Шмиц. Он любит принимать с ней ванную, она любит слушать, как тот читает ей вслух. Но однажды Ханна исчезает. Судьба сведёт их снова лишь спустя восемь лет, когда молодой студент-юрист Михаэль попадёт на показательный процесс над надсмотрщицами концлагеря Освенцим и среди подсудимых узнает Ханну.

Фильм «Чтец» является примером блестящей экранизации. Разницу между книгой и фильмом составляют лишь акценты. Автор Бернхард Шлинк, являясь доктором юридических наук, больше внимания в романе уделяет правовым аспектам: вопросам виновности, свободы выбора, личного достоинства. Кино же, в большей степени сосредоточено на романтической линии главных героев. Стоит отметить первоклассную игру Кейт Уинслет, которая стала лауреатом сразу шести престижных кинопремий за роль Ханны Шмиц.

 

Свет вокруг / Everything Is Illuminated / 2005

Американский еврей-коллекционер-вегетарианец Джонатан приезжает на Украину, чтобы разыскать женщину, спасшую его деда от нацистов во время Второй мировой войны в местечке Трочемброд. Его помощниками в это деле становятся слепой старик-антисемит, собака-поводырь с кличкой Сэмми Дэвис Младший Младший и плохо-знающий-язык-но-мечтающий-об-Америке переводчик Алекс. Зрителя ждёт незабываемый одесский роуд-муви на горбатом Запорожце под аккомпанемент Сергея Шнурова.

Экранизация книги Джонатана Фоера «Полная иллюминация» является прекрасным примером того, как далеко ви́дение режиссёра может уйти от текста оригинала. По сути у Льва Шрайбера получилась не «Экранизация…», а «По мотивам произведения…». Фильм советую смотреть в оригинале из-за непередаваемого акцента Евгения Гудзя – более известного, как солиста группы Gogol Bordello, а книги Джонатана Фоера советую читать отдельно от фильмов из-за их непередаваемой лексики и типографических находок (особенно много интересных графических решений в его небезызвестном романе «Жутко громко и запредельно близко«).

 

Он снова здесь / Er ist wieder da / 2015

Представьте себе, что величайший злодей всех времён и народов Адольф Гитлер появился бы сегодня где-то на окраине Берлина. Какой бы он увидел современную Германию?  Слабой, пристыженной, разбитой, возглавляемой безвольным канцлером и утопающей в проблемах мигрантов и безработице, т.е. точно такой же, какой он видел её в начале двадцатого века. Имея колоссальный опыт восхождения с самых низов и вооружённый современными технологиями, Гитлер легко бы смог вернуть себе былое могущество, а уставший народ его бы в этом поддержал, ведь люди так и не научились делать выводы из ошибок прошлого…

Фильм и книга созданы в редком жанре памфлета или острой политической сатиры. «Он снова здесь» является большой провокацией немецкого журналиста Тимура Вермеша. Его Гитлер задаёт щекотливые, и при том актуальные вопросы на страницах книги. Режиссёр Давид Внендт выходит с кинокамерой на улицу и снимает ответы реальных людей, сегодняшних немцев на эти вопросы, делая свою ленту полудокументальной. Однако, несмотря на тонкую игру Оливера Мазуччи, приоритет я бы всё-таки оставил за книгой, а фильму отвёл роль приятного дополнения.

 

Тайна в его глазах / El secreto de sus ojos / 2009

25 лет назад судебный служащий Бенхамин Эспосито расследовал дело о жестоко изнасилованной и убитой женщине. Он пообещал несчастному вдовцу приговорить виновного в смерти его жены к пожизненному заключению, но не сдержал слова – в результате политического переворота преступник оказался у власти, и Эспосито самому пришлось бежать из Буэнос-Айреса. Спустя много лет он возвращается в родной город, чтобы довершить начатое.

В испаноговорящих странах снимают очень необычное кино: в нём нет ни европейской рафинированности, ни американской клиповости. Оно неспешное, довольно грубое, с трагической развязкой. Примером такого кино является «Тайна в его глазах», равно как и примером «фильма лучшим, чем книга». Из абсолютно безыскусного и безынтересного романа Эдуардо Сачери режиссёр Хуан Хосе Кампанелла смог создать потрясающее кино, удостоившееся Оскара в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».