Скандал вокруг «Пятерочки»: власти города разрешения не давали, дизайнеры негодуют

Здание бывшего Дома культуры глухих изуродовано стандартным оформлением сетевого магазина.

Появление на улице Урицкого в Смоленске нового сетевого супермаркета «Пятерочка» стало одним из самых обсуждаемых событий в городе с начала 2017 года. А все потому, что брендовые красные панели, которые неизвестный автор проекта разместил посередине фасада, в прямом смысле изуродовали старое здание. События вокруг нового магазина продолжают развиваться. По поводу его внешнего вида негодуют общественность, дизайнеры и администрация.

Самоуправство

Прежде всего, стоит сказать, что 12 января, когда смоляне уже активно высказывали свое негодование по поводу магазина и его брендинга, стало известно, что власти города не давали разрешения на такое оформление здания. Вернее – у них никто его не спрашивал.

«Дело в том, что паспорт фасада управление архитектуры и градостроительства администрации Смоленска не выдавало, — сообщили в пресс-службе горадминистрации. — И магазин не имел права вот так взять и сам изменить вид фасада. Это, что называется, самоуправство».

Стало известно, что сотрудники управления архитектуры и градостроительства уже выезжали на улицу Урицкого и составили акт обследования фасада, в котором зафиксировали все выявленные нарушения. На его основании составлено и предписание об устранении нарушений, которое направили руководству магазина, а также в управление административного и жилищного контроля администрации города.

«Вопиющее отсутствие вкуса»

Представители смоленского дизайнерского сообщества также высказались на эту тему.  Естественно, они считают, что так оформлять здание нельзя ни при каких условиях, какое бы учреждение в нем ни размещалось.

Владелец популярного арт-портала illustrators.ru смолянин Валерий Гольников:

«Надеюсь, администрация города обратит внимание на подобное вопиющее отсутствие вкуса и самодеятельность и примет меры. Однако для меня остается открытым вопрос, каким образом здание, принадлежащее инвалидам, перешло в аренду или даже в собственность коммерческой структуре?!»

Не остались в стороне и местные рекламщики.

Генеральный директор «Коммуникационной группы 2С», член Смоленского бизнес-клуба Юлия Митрофанова

«Конструкции, смонтированные магазином, расположились непосредственно на архитектурных элементах и в принципе не совместимы с классической стилистикой здания. Красные поперечные полоски, по моему мнению, делят его пополам и просто уродуют. На таком объекте, максимум, можно было разместить конструкцию над входом, которая бы информировала посетителей о том, что теперь здесь магазин. Наиболее лаконично смотрелись бы объёмные буквы.

Это здание – неотъемлемая часть исторической территории города Смоленска. Я считаю, что в городе должна быть принята единая архитектурно-художественная концепция, в рамках которой предприниматели могли бы вносить минимальные изменения в облик зданий такого рода. Более того, я думаю, что предприниматель должен преображать свои объекты в лучшую сторону – в этом его сила и его преимущество. Ведь привлекательное здание будет формировать у клиентов лояльное отношение».

«Радует резонанс»

Свое негодование высказала и дизайнер интерьера и экстерьера в  дизайн-студии  HomeStyleDecor, индивидуальный предприниматель Наталья Усова: «Стоит сказать немного о самом здании. Построено оно было в 50-х годах прошлого века, в стилистических традициях сталинской архитектуры. Открытой информации о том, является ли сооружение памятником архитектуры – нет. Однако даже не искушенный зритель ясно понимает, что здание уникально и ценно для города, это часть российской истории и культуры (это ключевое слово). Говорить о том, какими визуальными средствами, с помощью каких материалов было решено сделать рекламу сетевого магазина на фасаде, кем был создан макет (ведь есть дизайнер, который рассчитал и спроектировал рекламу), кем это было согласовано — излишне. Любому образованному человеку, даже без знания законов и принципов архитектуры и дизайна, на интуитивном уровне понятно, что это просто неадекватно. Но случай со зданием бывшего Дома культуры глухих не уникальный в нашем городе. Эта история затрагивает вопросы компетенции каждого из участников (от создания макета до утверждения) и ответственности согласно правовым документам. И с первым, и со вторым в городе большие проблемы – взгляните на остальные улицы, фасады, вывески».

Однако Наталья смогла найти в происходящем и повод для оптимизма: «Лично меня очень радует тот факт, что наружная реклама сетевого супермаркета на улице Урицкого вызвала среди жителей Смоленска такой резонанс. Это верный признак того, что все больше и больше людей стали задумываться  о том, в какой среде они живут и о том, что ответственном за эту самую среду лежит на каждом жителе нашего города».