Когда искусство сильнее сна

В Смоленске прошла акция — Ночь искусств. Фото без цифры в Художественной галерее, звуки цифрового органа в КВЦ. Культурной бессонницей страдала наш корреспондент Анна Мосейкова.

ava

Бегу в художественную галерею на Ночь Искусств, ну наконец-то, что-то стоящее, думаю про себя. Хорошо, что трамвай не подвёл — успела. Выдыхаю. Захожу. Объясняю приветливой женщине — кассиру, что я журналист, она кивает и даёт мне билет бесплатно.

В гардеробе уже ажиотаж. Два статных пожилых мужчины обсуждают, кажется, выставку. Один расчёсываясь перед зеркалом, советует другому посмотреть на его работы. Тот, поправляя серый пиджак, с удовольствием соглашается. Кстати, в честь праздника гостям разрешили не надевать бахилы. С большими надеждами на потрясающий вечер, поднимаюсь наверх.

Тишину перебивают щелчки затворов камер. На стенах второго этажа развешаны фото Венеры. Все ждут. Это выставка фоторабот Анны Зиминой «Имитация со_бытия», она-то и открывает Ночь Искусств в стенах художественной галереи. Пока фотографирую, не замечаю, как в зал заходит высокая женщина в красном платье — автор фоторабот. Зрители аплодируют, Анна смущается.

zimina

— Я хочу сказать спасибо вам за то, что вы нашли время и заинтересовались этим мероприятием. Я посвящаю эту выставку зрителям! Также хочу сказать слова благодарности всем моим близким людям. Спасибо!

Выставка делится на две части:  «Венера 20ХХ» и «Открытки на память». Как признаётся автор: « В фото нет ни капли «цифры»». Протискиваюсь сквозь, любителей искусства, которых становится всё больше, чтобы своими глазами увидеть «не цифру».

Что ещё бросается в глаза, так это практически полное отсутствие молодёжи: старшеклассников, студентов. Хочется думать, что это связано лишь с тем, что насладиться искусством бесплатно не приходится. Если вспомнить студенческие стипендии, составляющие, в среднем, одну тысячу четыреста рублей, и то, если повезёт, то можно легко вычислить, что билет в одну только Художественную галерею на Ночь Искусств обошёлся бы студенту в одну седьмую часть его месячного бюджета. Вот и думай, то ли картошки купить, то ли духовной пищей подкрепиться. Печально.

Смотрю на часы, без пятнадцати семь. Нужно бежать на открытие Ночи Искусств в КВЦ им. Тенишевых. Как хорошо, что всё близко. Снова перепрыгиваю через лужи. Вот-вот всё начнётся. В зале играет приятная музыка, гости рассаживаются по местам. Пахнет красками и чем-то сладким. Дамы в юбках, мужчины в брюках — в Смоленске можно жить культурно! Открывает Ночь Искусств — директор музея Людмила Жук.

publika

-Эта Ночь Искусств приурочена к большому празднику — Дню народного единства.

Оно и понятно, искусство — объединяет. Любителям живописи и фоторабот была предложения интересная экскурсионная программа: « Незнакомая Европа: взгляд через объектив», «Малые голландцы. Голландская живопись 17-18 веков», « Смоленск и Смоленский край в фотографиях. Век 19-21».

Сразу привлекла внимание выставка «Незнакомая Европа: взгляд через объектив». Яркие, сочные цвета фотографий, улыбающиеся со снимков  люди, какая-то особенная атмосфера доброты, но, увы, интересна она была далеко не всем. Большая часть гостей двинулась на третий этаж к голландцам, которых, кстати, снимать запретили.

Фотографировать, следить за прямой спиной и краем уха пытаться уловить рассказ экскурсовода — непростое дело, я вам скажу.

Без десяти восемь, а это значит, что следующий пункт назначения — Музей скульптуры С.Т. Конёнкова, но сюда я ещё приду, уж очень меня заинтересовал цифровой орган под управлением Виктора Маркина и вокал Людмилы Каминской. Обещаю, расстроенной моим уходом гардеробщице, что я ещё вернусь, выхожу.

И вот, как в известном заклинании Гарри Поттера: «Акцио, Музей скульптуры» (притягиваю его к себе) вуаля, мы внутри!

Меня встречают деревянные творения и шуршащие бахилами любители форм и движений. Харизматичный экскурсовод, размахивая руками, проводит гостей по залу. Среди них много пожилых людей, кто-то с цветами, пытаюсь разобраться, кому всё-таки цветы? Долго ждать не приходится. Тот самый экскурсовод — на самом деле известный смоленский скульптор — Валерий Гращенков, ему и цветы.

grash

Когда зрители, заняли свои места, аплодисменты смолкли, и заиграла музыка — мы попали в маленькую Грецию Сергея Конёнкова, где по задумке, помимо, рассказа о самом авторе скульптур и Греции в его жизни, гостям подарили танец прекрасные нимфы. Дальше всех любителей творчества Конёнкова ждал джаз в исполнении Марины Скворцовой.

С полуразрядившимся от бесчисленных фотографий фотоаппаратом, возвращаюсь в КВЦ. Ценителей искусства не уменьшилось, некоторые только приходят. На часах девять.

Вхожу в зал музея, а попадаю в оперу. Разочарование ждёт меня при виде цифрового органа. Я совершенно по-другому представляла себе этот инструмент: огромный, странной формы, со странным звучанием… Увы, оказалось, что цифровой орган — это небольшой клавишно-духовой музыкальный инструмент, похожий на синтезатор.

organ

Концертная программа подошла к завершению. Ведущая приглашает всех детей на 3 этаж, для того, чтобы поучаствовать в мастер-классе «Цвета осени» в технике айрис-фолдинг (радужное складывание), и я иду туда.

Совсем недавно засыпающие малыши уже воодушевленно обсуждают, какие цвета они любят больше всего.

-Я люблю синий, потому что у меня обои дома синие.

-А я розовый, но его тут нет, тогда хочу красный.

Фотоаппарат позволяет мне сделать ещё пару кадров и медленно выключается, вжимая в себя объектив. Кажется, пора и мне. Ещё раз обхожу понравившуюся «Незнакомую Европу». Прощаюсь с гардеробщицей, с которой успела четырежды обменяться номерками, выхожу. Снег, лёгкими пушинками падает на пальто. Красиво. С надеждой на то, что трамвай и в этот раз не подведёт, спешу домой, мыслями все еще путешествующая по Греции Коненкова и Нидерландам малых голландцев.

Текст и фото: Анна Мосейкова