Помощь детским домам является сегодня одной из самых популярных форм благотворительности. Немало крупных компаний и отдельных людей «со статусом» считают своим долгом хотя бы раз в год пожертвовать вещи, игрушки или энную сумму денег в пользу детей-сирот. Вещи со временем изнашиваются, игрушки портятся и забываются, деньги заканчиваются… Остаётся ли что-нибудь у детей? Не так давно в России появилась группа волонтёров, которая решила раз и навсегда отказаться от «помощи вещью» в пользу «помощи делом», и Смоленск стал одним из первых городов, в котором эта практика стала возможной.
Заядлые гитаристы
Максим попал в Сафоновский детский дом-школу в сентябре прошлого года. В возрасте 14 лет мальчик потерял почти всех своих родных и был переведён из своей обычной школы в детское учреждение, где он должен будет закончить учёбу и определиться со своим местом в этом мире. Но после многих лет жизни в семье привыкнуть к новой обстановке и новым людям оказалось очень непросто… Связи со старым миром у Максима почти не осталось, а быстро заводить новых друзей он не умел. Тогда мальчику предложили подобрать индивидуального наставника.
Максим надеялся, что появление друга-взрослого сможет не только придать ему уверенности, но и исполнить его давнюю мечту: научиться играть на гитаре. Эта сильная тяга к музыке и стала решающим фактором при выборе наставника, знакомство с которым состоялось у мальчика незадолго после Нового Года. С тех пор не одна песня была выучена ими вместе, а самое главное – благодаря первым успехам у Максима появились новые друзья – такие же заядлые гитаристы, с которыми он часто делится аккордами и советуется насчёт новых струн для своего инструмента.
Учась на ошибках
Максим стал десятым воспитанником Сафоновского дома-школы, решившимся принять участие в новом проекте московского благотворительного фонда «Дети наши». Сам фонд начал свою официальную деятельность в 2006 году. За полных десять лет его организаторам удалось запустить целый ряд волонтёрских программ, позволяющих сопровождать и поддерживать детей-сирот не только в стенах социальных учреждений, но и за их пределами, а также программ, целенаправленно занимающихся устройством подопечных детских домов в семьи, их социальной адаптацией и профориентацией.
На сегодняшний день в фонде трудится 18 штатных и несколько десятков привлечённых специалистов, курирующих различные программы в Москве и в Смоленске. Более 30 индивидуальных наставников работают с детьми в рамках двух благотворительных проектов: «Будем вместе» для ребят школьного возраста и «Шаг навстречу» для малышей-дошколят.
Дарить свои навыки подопечным – это и есть одно из главных условий, которое ставится перед каждым участником проекта «Будем вместе». Неважно, что это будет за умение: вязать крючком или покорять вершины гор в альпинистском снаряжении, главное – сам процесс совместной работы. Второе обязательное условие – учиться всему на равных, делить между собой все радости и трудности познания – познания мира, других и, в первую очередь, самих себя. В этом детей и их наставников поддерживают опытные координаторы: психологи и социальные работники, готовые в любой момент оказаться рядом, чтобы помочь обеим сторонам найти взаимопонимание и не отступать перед сложностями в отношениях.
– В этот проект приходят очень разные ребята, с разными потребностями, разными темпераментами и своей особенной историей, – рассказывает психолог и один из координаторов программы «Будем вместе» Татьяна Панкова. – И нам нужны такие же разные волонтёры, с осознанием всей ответственности, с пониманием, зачем каждому из них лично это нужно, включённостью в совместную деятельность и здоровым запасом оптимизма, конечно же. Очень здорово, если наставник, находясь рядом с подопечным, покажет ему на своём личном примере: «У меня тоже есть качества, которыми я не горжусь, я тоже совершаю ошибки» – и научит, как можно выходить из сложных ситуаций.
Вместе по жизни
Важнейшее отличие этой волонтёрской программы от обычной, разовой помощи детскому дому заключается в том, что отношения между ребёнком и его наставником не ограничиваются встречами в интернате. Изначально каждая пара подписывает «договор дружбы» сроком на один год, но это совсем не означает, что через год она должна навсегда распасться. Координаторы проекта «Будем вместе» надеются, что в будущем наставники и их подопечные смогут идти вместе по жизни и дальше, за пределами интерната, не переставая участвовать в жизни друг друга.
– У каждого из нас, когда мы делали свои первые шаги в самостоятельную жизнь, был человек, которому можно было позвонить в любое время, чтобы получить совет, – отмечает Татьяна. – Выпускникам учреждений для детей-сирот такие люди особенно необходимы, так как они выходят в самостоятельное плавание очень уязвимыми. В наставниках детей привлекает то, что они не обязаны это делать, не обязаны приезжать и быть добрыми и внимательными. Это даёт ребёнку возможность почувствовать себя нужным и принятым.
Доброта просто так
Полина стала участницей программы «Будем вместе», можно сказать, по воле судьбы. Ища возможность реализовать себя в помощи детям-сиротам, она написала сразу в несколько благотворительных организацией и, получив ответ из фонда «Дети наши», всерьёз заинтересовалась его деятельностью. К своей 15-летней подопечной Полина приезжает каждую неделю за исключением тех случаев, когда девочка принимает участие в других мероприятиях. Встречи, как правило, длятся 3-4 часа, проходят они за рукоделием и за свободным общением. По словам Полины, своей подопечной она хотела бы дать уверенность в себе, своих силах и возможностях, чтобы девочка могла выйти во взрослую жизнь, осознавая себя как личность.
География проекта со временем расширяется. Персональными наставниками для ребят из домов-интернатов становятся уже не только смоляне, но и жители других городов области, таких как Вязьма и Сафоново. Присоединиться к программе «Будем вместе» очень просто: нужно лишь заполнить небольшую анкету, размещённую на официальном сайте, и дождаться звонка координатора. Став наставником для одного из ребят, оказавшихся без попечения родных, каждый из нас может подарить ребёнку то, чего при всём желании не может дать ему казённое учреждение: самостоятельность, уверенность в себе, возможность почувствовать чью-то доброту просто так, не потому, что это чья-то работа. И самому делать добрые дела для окружающих.
Текст: Мария Киселева
Фото: Официальный сайт БФ «Дети наши»