О том, как Смоленщина превращается из края старинных памятников и усадеб в край супермаркетов и серых коробок.
В первых числах февраля в интернете появилась открытая петиция, призывающая неравнодушных людей спасти от разрушения Храм Духа в Талашкино. После нескольких попыток реставрации это уникальное строение, внутренней росписью которого занимался сам Николай Рерих, продолжает терять свою красоту и сегодня лишь отдалённо напоминает одно из любимых творений княгини Тенишевой. Из-за недостаточного внимания к состоянию храма на протяжении многих лет сегодня на его восстановление требуется порядка 100 миллионов рублей. Найти такие средства в бюджете области оказалось невозможным, и за дело взялись смоленские активисты.
…Разговоры об архитектурном упадке Смоленщины начались в ноябре прошлого года, когда в Вязьме жертвой незаконного сноса пал дом №43 по улице Ленина. Многие СМИ не только города, но и области забили в набат: здание, в котором, ещё будучи земским врачом, бывал сам Михаил Булгаков, уничтожили среди бела дня, без ведома властей. История о доме-памятнике, о доме-мученике мгновенно разнеслась по всей Смоленщине, породив массу споров и нареканий в адрес Вяземской администрации, которая якобы не выполнила своих охранных обязательств перед чудом уцелевшим историческим зданием. На главном городском форуме в интернете местные краеведы обвиняли депутатов райсовета в равнодушии к общему историческому наследию, в их бездействии перед лицом творящейся несправедливости. Депутаты, в свою очередь, называли краеведов «нахлебниками власти» и обвиняли тех в излишнем идеализме взглядов. Мол, у нас в районах школы стоят неотремонтированные, детских садов не хватает, а вы всё о своих памятниках… Не до истории тут.
Доводы обеих сторон выглядят очень справедливыми и убедительными. С одной стороны – нерадивое отношение к вековому наследию предков, с другой – тяжёлое экономическое и социальное положение муниципалитета. Тем не менее, спор всё же разрешился в пользу «обвинителей»: по факту сноса бывшей аптеки, которую посещал автор «Мастера и Маргариты», было возбуждено уголовное дело, расследование по которому всё ещё проводится.
Многого ли добились вяземские краеведы, подключив к решению назревшего конфликта правоохранительные органы? Допустим, последнего владельца разрушенного здания привлекут к ответственности, назначат ему штраф. И, собственно, всё. Дом уже не вернуть – кусочек истории навсегда разрушен, и вполне возможно, что на его месте вскоре вырастет новое здание, на котором будет красоваться яркая вывеска и куда посетители будут стекаться 24 часа в сутки. А ведь мог бы здесь стоять пусть маленький, но уникальный музей врача-Булгакова, которым вязьмичи могли бы гордиться, в который можно было бы приводить туристов и школьников…
На самом деле эту войну за кусочки старины историки и краеведы в разных концах области ведут уже много лет. Вспомнить хотя бы официальное обращение научного сотрудника Дорогобужского музея Владимира Прохорова, составившего к 2012 году целый список зданий, которые были разрушены или находились под угрозой разрушения в его родном городе. В одном только Дорогобуже их набралось тогда около семидесяти штук, а если посмотреть по всей Смоленщине… Своё обращение Владимир Анатольевич назвал так: «Памятник – не помойка!», а начал его следующими словами:
– Надеюсь устыдить тех, кто сносит или собирается сносить наше наследие. Многие объекты в плохом состоянии, но это не помойки. Памятник – не то, что красиво, а то, что нужно хранить, что должен защищать закон.
В том-то и беда, что в зданиях, построенных в XVIII, XIX веках многие люди сегодня не видят памятники старины. Для многих это – развалины, в которых живут бездомные, гнездятся преступники и беспризорные подростки. Так и стоят эти недвижимые реликвии, медленно разваливаясь под натиском времени и точечной застройки. Как ни печально это признавать, но даже Смоленск не явился положительным примером в его отношении к своему архитектурному наследию. Одна из нашумевших историй последних лет – пожар и последующая застройка территории Городской усадьбы в Заднепровском районе. Несмотря на то, что здание, которое два столетия назад занимал местный купец, владелец кирпичного завода Тарас Игнатьев находилось в самом плачевном состоянии, все годы до пожара оно оставалось жилым! После трагического происшествия в 2009 году жильцам свои ветхие, обгоревшие, но уже приватизированные квартиры пришлось покинуть. Люди обратились к нынешнему губернатору с просьбой вернуть усадьбу в пригодное для жизни состояние. Вскоре был объявлен открытый конкурс с целью найти подрядчика, который провёл бы в здании капитальный ремонт. Итоги конкурса были подведены в сентябре 2015 года, но ни одной заявки от подрядчиков так подано и не было. Что теперь будет с осиротевшим домом и его многострадальными жителями – неизвестно…
Но можно ли винить в таком положении одну только власть? Есть несколько положительных примеров, когда подобные здания передавались в руки частным лицам на условиях их полного восстановления. Что и делалось: в центре Вязьмы есть дома, которые их новые владельцы отремонтировали, привели в пристойный вид и открыли там кафе или магазины. Здание стоит, но помнит ли кто-нибудь о его историческом прошлом? Единицы. Власть передаёт памятники в руки тех, кто может их содержать, предприниматели стараются выжать из памятников свою долю прибыли… А до истории снова никому не остаётся дела, словно она груз, от которого нужно поскорее избавиться.
И мы избавимся. Рано или поздно от уникальных сооружений, хранящих так много знаменательных дат, останутся лишь обломки стен. Их останется лишь убрать и забыть о том, что здесь когда-то стояло здание XVIII или XIX столетия. Наши дети никогда не узнают, как выглядели наши города до войны, в их глазах они навсегда останутся грудой серых коробок, в которых сама жизнь кажется серой и будничной. А потом и смысл названий – «Город воинской славы», «Город-герой» – постепенно забудется… Потому что, заботясь о возведении всё новых памятников знаменитым людям и событиям, мы забываем, что история – это в первую очередь не то, что творим мы сами. Это то, что творили люди до нас, но что мы в своём сознании окончательно обесценили.
Текст — Мария Киселёва,
Фото автора и с сайтов:
http://www.dorogobug.ru
http://smolensk-i.ru