Две жизни Васи Тёркина

На этот разговор, который состоялся по интернету, меня подтолкнул обнаруженный на паблике Смоленского музея-заповедника комментарий. Под новостью о том, что на родине Твардовского прошли очередные памятные мероприятия, было написано: «Заберем у Смоленска право называться Родиной Теркина!». «Как же так?» – подумала я. – «То наш олень вдруг понадобился калининградскому краеведу, а теперь и Вася Теркин – литературный герой, придуманный нашим земляком Твардовским, вдруг оказывается не наш». И все же, прежде чем возмущаться, я решила пообщаться с отправителем данного комментария. Им оказался Вячеслав Кокин – коллекционер из Северной столицы, один из создателей историко-литературного музея «Вася Теркин». Мне удалось задать ему несколько вопросов.

кокин круглВячеслав Кокин, коллекционер, создатель экспозиции «Вася Тёркин»

– Как давно вы начали собирать экспозицию? Как вообще к вам пришла эта идея?

Все экспонаты историко-литературного музея «Вася Теркин» собраны мной и коллекционером Вадимом Кустовым. Начало коллекции было положено еще в 2000-х годах, и сейчас она насчитывает порядка 2500-3000 предметов. Экспозиция нашего музея рассказывает о появлении Васи Теркина в период советско-финляндской войны, о его дальнейшем развитии в поэме «Василий Теркин» и параллельно – о его втором рождении на Ленинградском фронте.

Наши выставки рассказывают не только об этом литературном герое и его создателях. В более широком контексте мы рассказываем о военных корреспондентах – поэтах и писателях. При этом мы отталкивались от образа Василия Теркина, дополненного фотографиями, документами, письмами времён советско-финляндской и ВОВ, а также предметами военного быта, которые упоминались в поэме и были связаны с работой военных корреспондентов.

Gs_wLcZrRQw

– Почему вы считаете, что Василий Теркин – он ваш, питерский? Ведь это собирательный образ, и, если не ошибаюсь, у Твардовского прямо не говорится, откуда он родом, а участвовать в финской военной кампании мог не только петербуржец.

 Действительно, это собирательный образ, но родился он на Невском, 2, где в тот момент располагалась редакция газеты «На Страже Родины». И день рождения Теркина мы отсчитываем от 31 декабря 1939, когда появился его первый портрет, написанный В. Брискиным и В. Фомичевым.

– Расскажите об экспонатах – где вы их собираете? Что можно увидеть в вашем музее? Какова история самых интересных предметов?

 На сегодняшний день в наших фондах собраны первые издания книг, посвященных Васе-Василию Тёркину, дневники, письма, документы, открытки, периодические издания и книги времён двух войн. Все в основном из антикварных и букинистических магазинов, но есть и много вещей, подаренных нашему музею. В их числе карандашные наброски к похождениям Теркина, выполненные художником Василием Селивановым, который работал над этим образом в 1940 – 1941 годах.

Ww4-ScyUaLk

– В одной из газет написали, что у музея проблемы с помещением, а точнее – нет собственного уголка. Удается как-то решить эту проблему?

Временно часть экспозиции находится при школе № 235 им. Д.Д. Шостаковича, в музее «А музы не молчали…» . Также проводится много передвижных выставок в музеях, библиотеках, школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

– У вас много единомышленников в деле создания и развития музея «Вася Теркин»?

У нашего музея достаточно большой круг партнеров в лице частных коллекционеров, которые постоянно на безвозмездной основе помогают нам в проведении выставок. В первую очередь, это филокартист В.И. Ёлкин. С нами активно сотрудничает член союза писателей России капитан 2 ранга О.В. Щеблыкин, выпустивший в 2010 году книгу «Вася Теркин? Кто такой?», которая в данный момент готовится к переизданию.

Довольно редкая открытка, связанная с Теркиным и Твардовским, находящаяся в фонде музея.
Довольно редкая открытка, связанная с Теркиным и Твардовским, находящаяся в фонде музея.

– Приходилось ли вам сотрудничать со смоленскими музеями или краеведами в поиске материалов для вашего музея?

Именно со смоленскими музеями и краеведами сотрудничать не приходилось, но мы с радостью идем на контакт со всеми заинтересованными лицами.

– Как думаете, если в Смоленске откроют музей Твардовского (речь об этом велась совсем недавно, когда в город приезжали его дочери), могла бы экспозиция «Вася Теркин» стать своеобразным культурным мостиком между северной столицей и нашим приграничным городом? Вы бы привезли к нам свою выставку?

У нашего музея также имеется связь с дочерьми Твардовского. И если бы у нас появилась возможность представить свой проект на Смоленщине, мы бы не раздумывая согласились. В планах музея показать выставку и в Калининграде, и в Воронеже, и в других местах, связанных с Твардовским.

85xKgXebeRI

– Я читала, что вы хотели бы, чтобы в Санкт-Петербурге установили памятник Василию Теркину. Так ли это?

На данный момент речь о создании памятника Василию Теркину в Санкт-Петербурге не идет. Заслуживает широкой поддержки инициатива редакций военных газет «Красная Звезда» и «На страже Родины» по установке памятной доски на фасаде здания по адресу: Невский проспект, 2. Однако дело стопорится. Может быть, сказывается дефицит информации об обстоятельствах создания образа, незнание, что Вася Теркин — ленинградец. Проводимые нашим историко-литературным музеем мероприятия должны помочь устранить этот пробел.

– В комментариях на паблике музея-заповедника вы так громко написали: «Заберем у Смоленска право называться Родиной Теркина!» Не кажется ли вам, что это просто невозможно: Твардовский – смоленский поэт, Теркин – созданный им персонаж. У нас даже памятник установлен на народные средства, на котором они оба сидят. В сознании людей они воспринимаются фактически как одно целое.

Здесь давайте разделять (хотя это и невозможно) Васю и Василия Теркина. В Смоленске установлен памятник Твардовскому и Василию Теркину, и в сознании людей они воспринимаются, как одно целое. Мы же, в свою очередь, ведем речь о рождении в Ленинграде Васи Теркина, к которому причастен и А. Твардовский, как один из сотрудников газеты «На страже Родины» в период советско-финляндской войны.

В истории печати, пожалуй, не было еще такого «раздвоения личности» литературного героя. Главу за главой писал поэму «Василий Теркин» Александр Твардовский. Ее читали на всех фронтах, по всей стране. Но и на страницах газеты «На страже Родины» всю войну был свой Теркин, принадлежащий перу многих авторов и очень популярный среди бойцов Ленинградского фронта. Редакция газеты дважды прекращала публикации о Теркине, но после многочисленных просьб и писем приходилось возобновлять полюбившуюся серию. Авторы этих писем просили, а некоторые даже требовали возобновить печатание рассказов о Теркине. Иные читатели наивно спрашивали, где, на каком участке воюет Вася, нельзя ли организовать встречу с ним, беспокоились, не погиб ли он.

Тёркин из времён блокадного Ленинграда.
Тёркин из времён блокадного Ленинграда.

На вопрос, почему в Ленинграде его зовут ласково, Васей, можно ответить стихами самого А. Твардовского:

«И еще добавим тут,

Если бы спросили:

Почему его зовут

Вася – не Василий?

Потому, что дорог всем,

Потому, что люди

Ладят с Васей, как ни с кем,

Потому, что любят».

 

 

Беседовала Дарья Аверьянова

Фотографии предоставил Вячеслав Кокин